Актуальные проблемы теории и истории искусства

В 1950 году архитектор Антонио Варела, скульптор Антонио Пайва, художники Эдуардо Вьяна, Жозе Собрал де Алмада Негрейрош и его жена Сара Афонсу объединились для работы над постройкой и оформлением дома на улице Алколена (Rua de Alcolena, 28) в Лиссабоне. Все они были хорошо знакомы не только друг с другом, но и с заказчиком, поэтом, художником и композитором Жозе Мануэлом Феррау, который также активно участвовал в создании проекта особняка.
В качестве главной темы постройки была выбрана неоплатоническая идея «восхождении» души к своему истоку, поэтому по своему композиционному решению дом, строившийся на возвышении, представлял собой перевёрнутое дерево, обращённое корнями к Солнцу. По задумке авторов проекта это символизировало поиски истоков Души во Вселенной.
Продолжением общей идеи дома стала работа над его внутренним убранством, одним из главных элементов которого стали витражи на тему мифа об Амуре и Психее, созданные по проекту одного из ведущих деятелей португальского авангардного искусства Жозе Собрала де Алмада Негрейроша.
Миф об Амуре и Психее был впервые разработан во 2 в. н.э. в «Метаморфозах» Апулея, и в дальнейшем часто использовался в литературе и изобразительном искусстве. Витраж Алмада Негрейроша, тем не менее, был не столько вдохновлен произведением римского автора, сколько стихотворением «Амур и Психея» (1934) поэта Фернандо Пессоа, близкого друга художника, вместе с которым они ещё в 1910-е гг. создавали литературно-художественный журнал «Орфей».
С одной стороны, миф об Амуре, являвшемся воплощением страстной любви, и Психее, олицетворявшей Душу, был интересен Алмада Негрейрошу как образ вечного стремления человеческой души ко всему возвышенному, с другой стороны, не менее важно для него и то, что Психея символизировала очищение и освобождение души через страдания. Обе трактовки ассоциировались для художника с духовными поисками хозяина дома.
В 2010 году дом был снесён в рамках проекта по расширению жилой застройки Лиссабона. Большая декоративного убранства дома погибла.

Some Aspects of the Decoration of the House in the Alcolena Street: A Myth about Cupid and Psyche as the Subject of the Stained Glass by José Sobral de Almada Negreiros
In 1950 architect António Varela, sculptor António Paiva, painters Eduardo Viana, José Sobral de Almada Negreiros and his wife Sara Afonso united to work together on the construction and decoration of the mansion in the Alcolena street (Rua de Alcolena, 28) in Lisbon. Not only did they all know each other very well, but they were also friends with the person who commissioned the house, a poet, painter and composer José Manuel Ferrão who took an active part in the planning of the future house too.
Neoplatonic idea of the “ascension” of the Soul to its origin was chosen as the main philosophical conception behind the project and compositionally the house, which was erected on a hill, represented a tree turned upside down with its roots directed to the sun. According to the idea of the authors it symbolised the search for the cradle of the Soul in the Universe.
The general concept was reflected in the inner decoration of the house as well. The stained-glass on the subject of the myth about Eros and Psyche, the design of which was made by one of the key figures of the Portuguese avant-garde art José Sobral de Almada Negreiros, became the most important elements of the inner decoration of the mansion.
The myth about Eros and Psyche was developed in “Metamorphoses” by Apuleius in the 2nd century AD and since then was widely used in literature and fine arts. Nevertheless, the stained- glass created by Almada Negreiros was not so much inspired by the masterpiece of the Ancient Roman author, but more probably by the poem “Eros and Psyche ” by Fernando Pessoa, a close friend of the artist and one of the co-founders of the literary journal called “Ortheo” in 1910s.
On one hand, the myth about Eros, being embodiment of the Passionate Love, and Psyche, being personification of the Soul, was interesting to Almada Negreiros as a symbol of an eternal drive of the human soul to the Sublime, and on the other hand, it was also important to him that Psyche was symbolising the purifying of the soul after going through the trials. Both interpretations of the myth were associated for Almada Negreiros with the spiritual search of the owner of the house.
In 2010 the house was demolished as part of the project on the expansion of the residential area of Lisbon. The major part of the inner decoration of the mansion was damaged.