Актуальные проблемы теории и истории искусства


Данная статья будет посвящена рассмотрению влияния античного (в первую очередь древнегреческого и древнеримского искусства) на современное западное и российское искусство. Среди великого многообразия аспектов, пожалуй, культ тела как выразитель представлений о красоте является наиболее интересным для сопоставления и выявления схожих черт и принципиальных различий.

Античность как колыбель Европейской цивилизации, и по сей день остается тем камертоном, с которым сверяются современные художники. Особое отношение к культу обнаженного человеческого гармоничного тела, его обожествление, свойственное культуре Древней Греции, изменилось уже во времена Древнего Рима. Представители современной западной культуры выбрали не холодную идеальную красоту бога-героя, а пристальное разглядывание реального человека, его недостатков и возведение несовершенства в объект любования. Такими предстают обнаженные модели Л. Фрейда.
Желание найти выражение современного эталона красоты тела приводит к диалогу с античными образцами. Отталкиваясь от сохранившихся фрагментов древнегреческих и древнеримских торсов, немецкий художник К. Бергман создает идеальные металлические, механистические фигуры, потерявшие человечность в стремлении к совершенству формы, и погоней за стремительным временем. Т. Мураками предлагает весьма провокационный вариант трактовки обнаженного тела, выражающий идеалы поп-культуры языком поп-арта. Особая тема – разрушение плоти и формы, противоестественная для античных мастеров, но нашедшая своё отражение в различных мифах, стала популярной у современных западных художников, примером может служить творчество Л. Буржуа, М. Люперц и другие. В творчестве отечественных художников, работающих в традиционных видах искусства, связи с античным наследием более сильные, во многом благодаря сохранению классической школы и высокого мастерства. Однако, как и представители актуального искусства, они пытаются дать свою интерпретацию современной красоте и проблемам, тревожащим
наше общество.


This article will address the influence of antique (primarily, Ancient Greek and Roman) art on contemporary Western and Russian art. Among the great variety of aspects, the cult of body as an expression of the conceptions of beauty appears to be the most interesting one for comparing and identifying the similar features and essential differences.
Antiquity as the cradle of European civilization up until today remains the tuning-fork for the contemporary artists to refer to. A particular attitude to the cult of the nude human harmonious body and its deification, characteristic of the Ancient Greece culture, transformed as early as in the times of Ancient Rome. To the cold ideal beauty of the god-hero, the representatives of contemporary western culture chose a close contemplation of a real human, his or her faults and turn imperfection into an object of celebration. This appears the nude models of L. Freud.
The desire to find expression for the contemporary bodily beauty standard leads to a dialogue with the antique samples. Departing from the preserved fragments of ancient Greek and Roman torsos, the German artist Christoph Bergmann creates ideal metallic, mechanistic figures that have lost humanity in their pursuit of the perfection of form and race for swift time. T. Murakami suggests a rather controversial interpretation of the nude that expresses the ideals of pop-culture in the language of pop-art.
The special topic of the discomposure of flesh and form, which was unnatural for the antique masters but found its reflection in different myths, has become popular among the contemporary western artists. This can be illustrated by the artwork by L. Bourgeois, M. Lüpertz and others.
In the artwork of the Russian artists who work in the traditional genres of art, the connections with the Antique heritage are stronger mostly due to the preservation of the classical school and a high level of excellence. Nevertheless, along with the representatives of the up-to-date art, they try to offer their own interpretation of the contemporary beauty and the issues topical for our society.