Актуальные проблемы теории и истории искусства

Предметом нашего рассмотрения является цикл Т.Шютте «Frauen»(1998-2006). Скульптор особо отмечает невозможность перевода названия цикла на другие языки, так как созвучие гласных и согласных в родном для него немецком рождают именно ту интонацию, которая так важна для восприятии этого цикла.
Цикл «Frauen» занимает особое место в творчестве Т.Шютте. Как и многие художники второй половины XX века, он активно экспериментировал с материалами. На ранних этапах творчества его интересовали легкие эфемерные материалы, открывавшие возможности экспромта, импровизации. Но с середины 1990-х годов мастер всерьез увлекается изучением выразительных возможностей материалов, которые широко использовались в скульптуре еще со времен античности, а ко второй половине XX века утратили свою актуальность и мыслились как что-то тяжеловесное, устаревшее, неспособное выразить динамичность и изменчивость мира.
Результатом этого увлечения и стал цикл «Frauen». При создании скульптур этого цикла Шютте обращается к бронзе – технике так любимой во времена античности и почти не употреблявшейся в актуальном искусстве второй половины XX века. Освоившись с работой с металлом, Шютте начинает использовать кроме бронзы еще и алюминий и сталь. Но не только материал стал объектом пристального внимания скульптора. Обращение к классической традиции во многом предопределило и характер пластического языка. Им была воспринята сама идеология античной скульптуры: делать зримыми «душевные труды» через жизнь тела. Выразительность позы, жеста, классическая завершенность формы, совершенство работы с материалом дали результат, который, вероятно, ошеломил не только зрителей, но и самого автора.
Отмечая достаточно ясно просматриваемую связь работ T.Шютте с античными традициями, нельзя не признать их безусловную самобытность. Цикл «Frauen», может быть поставлен в один ряд с работами таких мастеров как: О.Роден, Г.Мур, П.Пикассо и др.


The object of our consideration is the cycle “Frauen” (1998-2006) by T.Schütte. The artist emphasizes the impossibility of translation the cycle`s name in other languages. The combination of vowels and consonants in the word “Frauen” produces the special intonation which is necessary for the perception of the cycle.
The cycle “Frauen” occupies a special place in T. Schütte`s work. Like many artists of the second half of the twentieth century the sculptor actively experimented with materials. In the early stages of creativity he was interested in light ephemeral materials because they allowed to improvise, opened the possibility for impromptus. Since the mid 1990s the master was interested in serious studies of expressive properties of bronze, which was widely used since ancient times, but was almost forgotten by actual artists. Having mastered to work with bronze, Schutte also began to use aluminum and steel. The cycle “Frauen” was the result of this interest.
But not only the material had been the object of the sculptor`s attention. Interest in the classical tradition predetermined the nature of the plastic language cycle. Schütte took the ideology of ancient sculpture: to make visible “the soul`s labour” through the life of the body. Expressiveness of posture, gesture, classical completeness of forms, perfection of work with material brought results, that enraptured both the author and audience. Bearing in mind the connection of Schütte`s works with ancient tradition we should note their absolute originality. The cycle “Frauen” can rank with the works of such masters as A.Rodin, H.Moore, P.Picasso and others.