Актуальные проблемы теории и истории искусства

«Новая» история искусства радикальным образом изменила наши представления об авангарде (модернизме). Современное искусство утратило свой «гуманистический лик» и элитарный характер, репутацию «вольнодумца» и новатора, оказавшись тесно связанным с политической и культурной историей ХХ века, ее мощными массовыми ретроспективными движениями. В связи с этой виртуальной трансформацией авангарда – в арьергард, модернизма – в крайние формы консерватизма, новые очертания в современной историографии приобретает мифологема античности, вторгающаяся в наиболее радикальные дискурсы современного искусства. Доселе периферийные и маргинальные явления авангарда – тоталитарное искусство, неоклассицизмы всех мастей – плавно перетекают в кубизм, конструктивизм, абстракционизм, футуризм, новейшие научные и философские системы мышления.
Одним из наиболее ярких примеров подобного рода «модернистской» «тоталитарной» античности является концепция классического искусства крупнейшего теоретика русского авангарда Николая Пунина. На интеллектуальной карте европейской культуры его работы находятся где-то между милитаристской эстетикой Бодлера и Ницше, тоталитарным антинормативизмом Эрнста Юнгера и Эрнста Никиша, низким материализмом Жоржа Батая и экстремистскими энергетическими концепциями постмодерна Делеза и Гваттари (с их тождеством природного, машинного и социального). Всю свою жизнь Пунин по сути писал один текст, политико-философские, культурологические и искусствоведческие концепты которого образуют единое теоретическое пространство. В наиболее важной (написанной в соавторстве с Евгением Полетаевым) работе Пунина по философии культуры и истории – книге «Против цивилизации» (Петроград, 1918), одной из многочисленных утопий русского авангарда – прототипом идеальной («тоталитарной») модели общественного устройства служит Древняя Греция, добившаяся (по мнению авторов трактата) исключительных успехов на пути формирования однородного во всех отношениях общества.
Парадоксальным образом, Пунин создал одну из наиболее нигилистических и бескомпромиссных по отношению к традиции концепций модернизма, находясь под гипнозом античного искусства, определяя авангард как возрождение «классического европейского реализма» и описывая формализм в терминах витализма и палингенеза. Знак равенства, поставленный русским теоретиком между «формализмом» Сезанна и Пикассо, «формализмом» русских авангардистов и творческими принципами древнегреческих художников – один из многих примеров подлинной сложности модернизма, многообразия контекстов его редукционистских стратегий.
Разумеется, у каждого авангардиста – «своя» классика. Античность в восприятии, к примеру, Казимира Малевича не похожа на классическую традицию Карло Карра или Гийома Аполлинера. В этом ряду концептов «модернистская античность» Пунина занимает особое место, поскольку метод русского теоретика, сочетавший в себе аристократическое ницшеанство Вельфлина с националистической риторикой русских авангардистов, позволил создать одну из наиболее аутентичных моделей синтеза классических и современных мифологий.


«New» art history radically changed our views on avant-garde (Modernism). Modern art lost its «humanistic image» and elitist character, its reputation of dissident and innovator, revealing its close connection with the political and cultural history of the twentieth century, its mighty mass
«retrospective» movements. In the context of this virtual transformation of avant-garde into rearguard and Modernism – into the radical forms of conservatism, the mythologeme of antiquity acquires a new profile in contemporary historiography, penetrating into the most radical discourses of Modern art. Trends that not long ago were considered as peripheral and marginal to the avantgarde – totalitarian art, neoclassicisms of all kinds – smoothly flow into Cubism, Constructivism, Abstractionism, Futurism as well as into the latest scientific and philosophical systems of thought.
One of the most vivid examples of this «Modernist» «totalitarian» antiquity was the conception of classic art introduced by the eminent theorist of Russian avant-garde Nikolay Punin. On the European intellectual map his theoretical works are located somewhere between «militaristic» aesthetics of Baudelaire and Nietzsche, totalitarian anti-normativism of Ernst Juenger and Ernst Niekisch, base materialism of Georges Bataille and extremist energetic conceptions of Deleuze and Guattari (with their identification of the natural with automatic, and social). All his life Punin, in fact, was writing one text (simultaneously political, philosophical, and art critical), concepts of which make a united theoretic space. In his most important (co-authored with Eugeny Poletayev) work on philosophy of culture and history – «Protiv Tsivilizatsii» («Against Civilization», Petrograd, 1918), one of the numerous utopias of Russian avant-garde – Ancient Greece was considered as the prototype of the ideal («totalitarian») model of social structure, which was extremely successful, in Poletayev/Punin’s view, in formation of in all respects homogeneous society.
Paradoxically, under the hypnosis of Ancient art Punin created one of the most intolerant of tradition and nihilistic conceptions of Modernism, defining avant-garde as the revival of «Classic European realism» and describing formalism in terms of vitalism and palingenesis. Equal sign put by the Russian theorist between the Cezanne/Picasso’s «formalism», the «formalism» of Russian avant-gardists and the creative principles of Ancient Greek artists – one of the evidences of Modernism’s original complexity as well as of the diversity of contexts of its reductionist strategies.
Certainly every avant-gardist created the classics of its own. For instance, antiquity of Kazimir Malevich does not look like the classic tradition interpreted by Carlo Carra or Guillaume Apollinaire. In this series of concepts Punin’s «Modernist antiquity» occupies a special place. Combining Woelfflin’s «aristocratic» Nietzscheanism with nationalistic rhetoric of Russian avant-garde, Punin’s method enabled to create one of the most authentic models of synthesis of classical and modern mythologies