Актуальные проблемы теории и истории искусства

В череде стилей петербургский модерн оказался между историзмом и неоклассицизмом — направлениями, во многом опиравшимися на искусство прежних эпох. Безусловно, этот факт наложил свой отпечаток на произведения модерна: несмотря на декларируемый отказ от заимствований, реминисценции исторических стилей часто появляются в оформлении интерьеров петербургских особняков и дач. Заявленная тема актуальна, так как сочетание и взаимодействие исторических стилей и модерна в интерьере редко становятся предметом детального изучения.
Особой популярностью пользовались различные неоклассицистические вариации: русский ампир и французский классицизм — стиль Людовика XVI. Также в интерьеры допускались и другие неостили, чаще других — необарокко и неорококо.
Остановимся подробнее на разных способах их включения в интерьеры петербургского модерна. Можно выделить три основных:
1. Оформление отдельных (парадных) комнат в духе исторических стилей. Особенно часто в особняках петербургского модерна встречаются гостиные в стиле Людовика XVI. В духе ампира и классицизма были оформлены залы в особняках М.Ф. Кшесинской, С.Н. Чаева, В.Э. Бранта и некоторых других.
2. Включение в модерновые интерьеры отдельных декоративных элементов или «стильных» предметов — в первую очередь мебели. Старинная мебель и новодел в духе исторических эпох и национальных стилей пользуются в это время особой популярностью.
Неслучайно в инвентарях фабрики Мельцера в эти годы встречается множество предметов мебели с пометками «Empire», «Renaissance», «Henri II», «Jacob», «Rococo», «Marie Antoinette», «мавританский», «английский», «голландский», «японский» и т. д.
3. Творческая переработка и переосмысление заимствованных элементов, позволяющая органично вписать их в модерновый интерьер. Здесь в качестве примера стоит назвать ротонду, включённую в кабинет особняка П. П. Форостовского.
Каждый из этих подходов может быть проиллюстрирован рядом примеров, благодаря сохранившимся деталям интерьеров петербургских индивидуальных домов, фотографиям и архивным источникам.

In the sequence of styles St. Petersburg Art Nouveau is located between historicism and neoclassical architecture — trends, based on the art of the earlier periods. This fact definitely has left its mark on Art Nouveau works. Despite the declared rejection of copying from old models, reminiscences of historical styles often appear in the interior of St. Petersburg mansions and dachas.
The subject of the report is relevant, since the combination and interaction of historical styles and
Art Nouveau in the interior rarely becomes the subject of detailed study.
The most popular were different neoclassical variations: Russian Empire and French classicism — the style of Louis XVI. Also some other neo-styles were used: more often than others — neobaroque and neo-rococo.
Let’s consider different ways of their inclusion into St. Petersburg Art Nouveau interiors. There are three main ones:
1. Decoration of the separate (ceremonial) rooms according to fashion of one of the historical styles. Particularly common for the St. Petersburg Art Nouveau mansions are drawing rooms in the style of Louis XVI. Some rooms in the mansions of M. F. Kshesinskaya, S. N. Chaev, V. E. Brant and several others were Empire and classicism.
2. The inclusion of the individual decorative elements or «stylish» items, mainly furniture, in Art Nouveau interiors. Antique furniture and modern replicas mimicking styles of different historical periods and national styles extremely popular in this time.
3. Artistic revision of the borrowed elements, which allowed fitting them seamlessly in the Art Nouveau interior. For example we can consider the rotunda in the study of P. P. Forostovskii mansion.
Each of these approaches can be illustrated by a number of examples thanks to the preserved parts of the interiors of individual houses in St. Petersburg, photographs and archival sources.