Актуальные проблемы теории и истории искусства

XX век был переполнен обсуждением проблем взаимодействия традиций и новаторства художника. Настоящий художник по мере творческого роста все более становится самим собой, вступая в диалог с другими произведениями, вживаясь в другие художественные Я, синтезируя их и превращая в неповторимость собственной художественной индивидуальности.
Тема доклада связана с изучением особого влияния фарфора как вида прикладного искусства на творчество русских художников начала XX века. Необходимо рассмотреть также влияние многих предшествующих двадцатому столетию стилей, направлений и течений в искусстве и выявить их многообразные связи с современным на тот момент искусством.
Эти аспекты актуальны сегодня прежде всего потому, что современная российская искусствоведческая наука проявляет огромный интерес к воссозданию целостной картины эстетических исканий художников на рубеже веков. Основные тенденции Серебряного века помогали раскрыться в полной мере мировоззренческим основам русской интеллигенции,
составившим саму ткань её ощущений, переживаний, постижений мира.
Исследование затрагивает мало изученную область в истории искусства данного периода. Исходя из этого, цель исследования определить своеобразие, особенности художественных взглядов мирискусников на эстетику фарфора в контексте искусства первых двух десятилетий XX века. Художники «Мира искусства» выстраивали собственную картину мира, они стремились выразить меняющееся мировосприятие через логику образа, фантазию, метафору, понятные зрителю рубежа веков.
Интерес К.А. Сомова к фарфору был вполне закономерным и с точки зрения эстетической концепции «Мира искусства», и с точки зрения мировосприятия художника. Сомов, оказавшийся особенно чутким к сакральному миру человека, был наиболее склонен к камерным формам мелкой пластики. Камерность фарфора, особая условность преломления в нём крайней чувственности были ему чрезвычайно близки.
Константин Андреевич был страстным коллекционером и ценителем изысканного фарфора. В 1904 г. он приобретает у семьи Альбрехтов фарфоровую композицию «Объятие» или «Поцелуй», созданную по модели И.-И. Кендлера на Мейсенской фабрике между 1735 и 1745 гг. Позже в коллекции Сомова появляется «Дама с маской», выполненная по модели Ф.Л. Пустелли в Людвигсбурге между 1760 и 1762 гг. Обе скульптуры навеяли Сомову образы будущих его фарфоровых произведений – «Влюбленных» (1905) и «Дамы, снимающей маску» (1906).
Работы Сомова в фарфоре были близки тому общему романтическому стремлению мирискусников к грёзам о возвращении жизненной гармонии прежних эпох посредством утонченного искусства. Пластика и композиционное решение сомовского фарфора созвучны эстетике античной статуи Диониса II века, найденной в Италии в XVIII столетии. Реальность и фантазия сплетаются и в живописи Сомова. Интерьеры вымышлены, словно эхо иной жизни. Обобщенные силуэты «несуществующего» фарфора на каминных полках в сомовских натюрмортах – некие вариации на тему античной скульптуры.
Сомов и как портретист стремился передать со всей убедительностью мир предметный и духовную жизнь человека в единстве и созвучии c эстетическим началом. В портрете Елены Павловны Олив (1914) художник рисует образ своей современницы, которая также как и Сомов увлечена коллекционированием старинного фарфора и живописи. На краю столика позади женщины художник очень тесно размещает несколько фарфоровых вещиц. Высокая женская скульптура своим пластическим построением напоминает аллегорическую фигурку «Осень» из коллекции К. А. Сомова, которую он приобрел в 1906 г. у С.Э. и В.Л. Евдокимовых. В качестве прообраза «Осени» можно также рассматривать ту же скульптуру античного Бога плодородия Диониса, опирающегося на высокий постамент, увитый лозой с гроздьями винограда.
Работы Сомова отличает особая «фарфоровость», и даже в графичной «колкости» его «Влюбленных» и «Дамы, снимающей маску» внимательный зритель сможет уловить нюансы пластики древнего мраморного изваяния Диониса. Однако удивительные цветовые интонации в расстановке акцентов созданы рукой художника Серебряного века, который увлекает зрителя за собой, помогает понять и осмыслить совершенство художественной формы, сплетая тончайший узор из символов, знаков, стилизаций начала XX столетия.

In the 20th century there was a serious discussion of problems related to the interaction of traditions and artist’s innovation. A true artist acquires his own style as he enters into a dialogue with other artistic works and gets accustomed to different artistic ways, summarizing and turning them into the uniqueness of his own individuality.
This theme is concerned with a study of particular porcelain’s influence as a kind of applied art on Russian artists in the beginning of the 20th century. It is also essential to consider influence of the many art styles, schools and tendencies preceding to the 20th century, and to reveal its various connections with modern art at that moment.
First of all, these aspects are important because nowadays art history shows particular interest in recreation of integral aesthetic artists’ outlook at the turn of the centuries. The main tendencies of the Silver age assisted world view of Russian intelligentsia constituting the essence of their sensations, experiences and understanding of the world to be disclosed in full.
This paper investigates so far little-studied area of art history in the given period. According to this, the objective of the research is to define originality and peculiar features of the views of artists belonging to “The World of Art” on aesthetics of porcelain in context of art of the first two decades of the 20th century. The artists of “The World of Art” aspired to convey the changing perception of the world through the logic of images, fantasy, metaphor, which were clear to the audience at the border of the centuries.
Interest of K.A. Somov to porcelain was quite natural if we take into account aesthetic concept of “The World of Art” as well as his own worldview. Somov was especially sensitive to the sacred inner world of a person and highly appreciated opportunities of miniature forms of sculpture. Intimate feeling provided by porcelain pieces and also its peculiar means of expressing allure and
eroticism appealed to Somov.
Konstantin Somov was a passionate collector and connoisseur of porcelain. In 1904, he purchased a porcelain statuette called “The Embrace” from the family of the Albrehts, which was created according to the prototype of Meissen modeler Johann Joachim Kändler in 1735-1745. Later Somov's collection was complemented with a porcelain statuette “The lady with a mask” which was created according to a model by F.L. Pustelly in Ludwigsburg in 1760-1762. Both sculptures inspired Somov to create his own porcelain statuettes — “The Beloved” (1905) and “A lady removing a mask” (1906). Somov's porcelain pieces were similar in spirit to the common romantic aspiration of Russian artists to dreams about the return of harmony of previous era by means of refined art. Plasticity and composition of Somov's porcelain were in tune with the aesthetics of an antique statue of Dionysus, 2nd century, found in Italy in the 18th century.
Reality and fantasy are combined in Somov's pictorial art. The interiors are fictional as if echoing another life. Vague silhouettes of «nonexistent» porcelain on mantel shelves in Somov's still lifes appear to be variations on the theme of antique sculpture.
As a portraitist Somov also strived to convey material world and human spiritual life in accord with aesthetics. In a portrait of Helena Oliv (1914) the artist created an image of his contemporary who, like himself, was a zealous collector of porcelain and paintings. Somov put together some porcelain trinkets on the edge of the table behind the woman. Tall female sculpture is reminiscent of an allegorical figure “Autumn” in its plastic construction. This painting belonged to Somov who acquired it from the Evdokimovs’ family in 1906. “Autumn” can be interpreted as a variation of a statuette of ancient God of fertility wreathed with vine and bunches of grapes and leaning on a high pedestal.
Art works by Somov are marked by a special “porcelain spirit”, and even graphic sharpness of lines in his “Beloved” and “A lady removing a mask” is recalls an ancient marble sculpture of Dionysus.
However, amazing intonation in making colour accents reveals an artist of the Silver age who takes the audience away, helps to understand the perfection of art form, weaving the sophisticated design of symbols, signs and stylization of the early 20th century.