Актуальные проблемы теории и истории искусства

Античность – катализатор идей в создании форм и декора русской мебели конца XVIII– I четверти XIX века. Принципы ордерной архитектуры, реализованные в формах русской мебели этого периода – оригинальное и яркое явление в истории художественной мебели Европы. Они хорошо изучены. Между тем бытование мебели во времени пока не исследовалось. Предметы мебельного убранства, постоянно требовали и требуют реставрационного вмешательства. Однако старинные технологии их изготовления недостаточно изучены. Тема имеет особую актуальность в связи с осуществляемой сегодня масштабной реставрацией исторической мебели, среди которой классицистическая мебель представляет особую ценность. Отсутствие знания технологий отделки и характеристик используемых отделочных материалов времени создания мебели приводит к существенному изменению цвета и характера проявления ее текстуры. Это в конечном счете приводит к искажению художественного облика реставрируемого предмета. Результаты, полученные на основании проведенного научного исследования, дают ответы на вопросы о причинах существенного изменения цвета мебели после современной реставрации.
Новизна исследования состоит в том, что его выводы построены на основе анализа вновь выявленных архивных документов. Архивные материалы, библиографические источники того времени, а так же данные лабораторных исследований раскрывают технологию отделки предметов I четверти XIX века. В научный оборот вводятся архивные материалы, которые ранее не публиковались. Исследование показало, что в настоящее время при полировке пропущен важнейший этап процесса. Сами термины XIX века — полировка, выполировка и лакирование не соответствуют их значению в настоящее время. Прослежены значения этих терминов, раскрыты связанные с ними технологические процессы. Выявлено ключевое значение использования масла и пемзы для полировки мебели. Использование результатов исследования должно лечь в основу методики реставрации полировки мебели периода классицизма. Применение их на практике позволит уйти от искажения художественного облика предметов этого периода.

Antiquity played the catalyst to the forms and decoration of Russian furniture of the late 18th — first quarter of the 19th centuries. The use of the principles of the Classical order in Russian furniture is an original and bright phenomenon in the history European furniture of this period.
This phenomenon has been thoroughly studied. However, the use of furniture and its change over time is so far poorly investigated. Furnishings constantly require restoration interventions. However, historical technologies of its production are insufficiently studied. This subject is relevant to contemporary large-scale restoration projects of historic furniture. Lack of knowledge about finishing materials and technologies leads to a significant change of the color and texture of wood after restoration. As a result artistic image of the object is altered. The results obtained in course of this research explain reasons of significant change in color and appearance after modern restoration of historic furniture. The study is based on an analysis of newly discovered archival documents.
Archival materials and bibliographic sources of that time as well as laboratory studies reveal finishing technologies of the 1st quarter of the 19th century in Russia. Some archival materials have not been published before. Currently important stage of the polishing process is missing. Meaning of these terms is revealed in the paper. The techniques associated with the terminology is described. Key value of the natural oils and pumice stone for polishing furniture is stressed.
The results of this study should form the basis of the methodology of restoration of the finishing of Neoclassical furniture. Their practical application will save artistic image of historic furniture.