Актуальные проблемы теории и истории искусства

Развитие искусства эпохи классицизма в России непосредственно связано с дворянской культурой. В середине XVIII столетия формируется тип просвещенного заказчика, строящего свои городские дворцы и загородные резиденции в европейском классическом вкусе, и наполняющего их живописными, скульптурными и графическими произведениями. Рассмотрение деятельности конкретных заказчиков, повлиявших на развитие культуры и искусства Нового времени, является одной из актуальных задач современной науки в условиях
активизации частного заказа и коллекционирования в наше время.
Новое поколение русских аристократов изучало античную историю и литературу, многие завершали образование ознакомлением с европейскими памятниками культуры и искусства. Италия была основным центром притяжения русских и англичан,
предпринимавших путешествие в рамках Grand tour. Помимо осмотра архитектурных достопримечательностей, посещения археологических раскопок, путешественники уделяли большое внимание приобретению произведений искусства, стремясь купить оригинал или хотя бы копию с антиков, а также картины старых мастеров и современных художников, обращавшихся к сюжетам греко-римской истории и мифологии.
Художественное собрание графа Кирилла Григорьевича Разумовского (1728-1803) считалось одним из лучших во второй половине XVIII столетия. Долгое время сведения о художественном наследии семьи Разумовских оставались фрагментарными, однако более внимательное изучение опубликованных и новых архивных источников позволяет полнее проанализировать вкусы последнего украинского гетмана Кирилла Григорьевича и его ближайших родственников. Научная новизна исследования состоит в том, что на примере художественных заказов представителей рода Разумовских, была сделана попытка конкретнее представить себе степень «вхождения античности» в русскую культуру второй половины XVIII – начала XIX вв., в том числе благодаря вводу в научный оборот новых архивных и мемуарных источников.
Значительную часть картинной галереи в петербургском доме на набережной реки Мойки составляли полотна на античные мифологические сюжеты. В 1765-1767 гг. Разумовский совершил путешествие по Европе, в том числе по Италии, где он имел возможность непосредственно познакомиться с памятниками Древнего Рима, а также существенно пополнить свою коллекцию. Разумовский приобрел у прославленного римского живописца П.Дж. Батони полотно «Геркулес на Распутье», а также заказал ему свой портрет на фоне знаменитых античных скульптур «Лаокоон с сыновьями», «Аполлон Бельведерский», «Ариадна» и «Антиной». Граф проявлял желание приобрести «древнюю статуйку», о чем сообщал своему другу И. И. Шувалову, надеясь, что тот сможет «все антики и болванчики в Риме выкупить». Благодаря его посредничеству А. П. Лосенко исполнил для Разумовского в 1769 г. картину «Зевс и Фетида», которая была доставлена в Петербург вместе со слепками с произведений античной скульптуры для Академии художеств, приобретенными также через Шувалова.
Большая часть картин на мифологические сюжеты из собрания Разумовского принадлежала кисти итальянских мастеров, таких как А. Карраччи, П. Либери, Н. Бамбини, П. Пагани, Дж. Чиньяроли, А. Маркезини и др. Большое внимание коллекционер уделял пейзажам с изображением архитектурных памятников античности, исполненным Дж. П. Панини, А. Йоли, Ш. Л. Клериссо и Алемана. Очевидно, что знакомство с классической архитектурой повлияло на строительный заказ К. Г. Разумовского, о чем свидетельствуют его дворцы, построенные по проектам Ж. Б. Валлен-Деламота, Дж. Кваренги, Ч. Камерона и других архитекторов эпохи классицизма.
К. Г. Разумовский, являясь одним из наиболее влиятельных и богатых вельмож Российской империи, стал образцом для подражания для других дворян, в том числе для своих сыновей, также уделявших большое внимание строительству и собирательству. Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что частный художественный заказ, исходивший от представителей придворной аристократии, в том числе от семьи Разумовских, оказал большое влияние на распространение античных мотивов в эпоху классицизма.

Very well educated commissioners became popular in the middle of the 18th century. They built their town palaces and country estates in the European style and filled them with paintings, sculpture and drawings. Art collection of count K.G. Razumovsky (1728-1803) was considered as one of the best in the late 18th century. Paintings with mythological scenes made a considerable part of art gallery in the palace in Petersburg on the bank of the Moika river. In 1765-1767 Razumovsky made a tour around Europe, which included Italy, where he had an opportunity to become familiar with the monuments of ancient Rome and also to replenish his collection. Razumovsky bought from famous Roman painter Batoni his work “Hercules at the crossroads” and besides ordered his portrait against the background of renowned ancient sculptures “Laocoon with his sons”, “Apollo of the Belvedere”, “Ariadne” and “Antinous”. Razumovsky wanted a small statue himself and told his friend I.I. Shuvalov about it expecting him to “buy all the antiques and figures in Rome”. In 1769 through his agency A.P. Losenko painted “Zeus and Thetis” for Razumovsky. The work was brought to Petersburg along with the antique sculpture imitations for the Academy of Arts, which were also purchased via Shuvalov. Certainly, the most part of the works with mythological scenes were painted by Italian artists, such as A.Caracci, P.Liberi, P.Pagani, G.Cignaroli, A.Markenzini etc.
The collector attached great importance to the landscapes showing ancient architecture, painted by G.P. Panini, A.Ioli, Ch.-L.Clerisseau and Allemand. Obviously, further commissions of Razumovskii must have been influenced by Italian masterpieces which can be traced in his palaces built upon the projects of J.B. Vallin de la Mothe, J.Quarenghi, Ch.Cameron and other architects of the classical period.