Актуальные проблемы теории и истории искусства

“Разговоры в царстве мертвых” – литературный жанр, истоки которого восходят к античности, к сочинениям Лукиана из Самосаты (II в. н.э.). Условность формы подобных диалогов позволяет свести друг с другом великих мира сего, живших в разные эпохи и в разных странах, дает возможность их апологии или осуждения через разъяснение их мотивов их же устами. Осмысление действий исторических личностей подается в свете актуальных политических задач. Как форма публицистики, “Разговоры…” обрели новую жизнь в эпоху Возрождения и сохраняли широкую популярность в XVIII веке. Развитие этого жанра в европейской традиции освещено в научной литературе. История “Разговоров” в России до сих пор остается малоисследованной, хотя они составляют солидный пласт как переводной, так и оригинальной литературы XVIII столетия. Доклад посвящен частной проблеме – взаимосвязям этого литературного жанра с русским изобразительным искусством указанного периода. Будут рассмотрены иллюстрации к некоторым иностранным изданиям “Разговоров...”, в которых фигурируют русские монархи. Портреты в них в большинстве случаев недостоверны с точки зрения иконографии и не отличаются высоким уровнем исполнения. Но подобные иллюстрации представляют интерес как свидетельства восприятия России и российской истории. Одним из немногих иллюстрированных русских изданий “Разговоров...” является “Краткое описание славных и достопамятных дел императора Петра Великого…” П.Н. Крекшина (издания 1789, 1794, 1808 гг..). В нем Петр I, обретший титул императора и тем самым поднявший российскую государственность на новую ступень, представлен как продолжатель дела Иоанна Грозного, впервые коронованного в качестве русского царя. На материале произведений искусства XVIII века предпринята попытка проследить бытование этой идеи. Также будут выявлены особенности сочинения, близкого “Разговорам в царстве мертвых” по форме, характеру содержания и целям создания – “Разговора портретов и медальонов”, сочиненного Екатериной II по поводу портретной галереи Чесменского дворца в Санкт-Петербурге (построен в 1774-1780 гг.).

“Dialogues of the Dead” is a literary genre which emerged in Antiquity, i.e. in the works of Lucian of Samosata (II c. AD), and enjoyed immense popularity in the 18th century. Bringing together characters from different epochs and countries it lends itself perfectly for apology or condemnation of them by giving them the chance to explain their actions. Of course, the past was projected into the present within the context of burning political problems. Whereas the history of the genre in Europe became a subject of thorough study, its evolution in Russia still needs to be explored.
This paper focuses on the relationship of this literary genre with Russian fine arts of the 18th century. Firstly, it offers analysis of foreign editions of “The Dialogues…” featuring Russian monarchs. Secondly, it considers the idea of Russian monarch’s power in “The Short Description of the Glorious and Memorable Deeds of Emperor Peter the Great ...” by P.N. Krekshin (editions of 1789, 1794, and 1808) – one of the few illustrated Russian editions of “The Dialogues”. Its author presents Peter I, who gained the title of the Emperor and thus fostered the development of the Russian statehood, as a successor of Ivan IV (Ivan the Terrible), who was the first to be crowned as the Russian Tsar. The paper discusses the circulation of this idea on the material of fine arts. Finally, the paper examines “The Conversation of Portraits and Medallions” written by Catherine II on the portrait gallery Chesme Palace, St. Petersburg (built in the years 1774-1780), which is close to “The Dialogues of the Dead” in its nature.