Актуальные проблемы теории и истории искусства

О новых формах претворения образов классической древности можно говорить, когда мы фиксируем программное развитие подходов или целой художественной системы, а не изолированные мотивы, не рудименты. Ордер как архитектурно-художественная система получил своё развитие в интерьерах зданий и сооружений Петербурга, где использование ордерных форм и ордерных композиций проводилось глубоко и последовательно. В Петербурге насчитывается около четырёх тысяч ордерных интерьеров. Постоянно запечатляясь в нашей памяти, ордер обеспечивает и ощущение ансамбля образов, и ощущение целостной связи экстерьеров и интерьеров.
Чаще всего интерьер изучается как историко-художественная реальность, как собрание предметов материально-художественной деятельности, как результат стилевых поисков.
Однако в случае ордерных интерьеров стиль как описательное средство не подходит. У ордера своя универсальная роль, в петербургских интерьерах он преодолевает стилистический полифонизм и наследует античности по всем направлениям композиционного развития, «…в русской теории ордера рассматриваются как сложные системы, изменяющиеся в зависимости от конкретных композиционных задач» (Гуляницкий Н.Ф. О своеобразии и преемственных связях ордерного языка в русской архитектуре, 1975).
В петербургских интерьерах разработаны все позиции и аспекты ордерной системы: это классические и неклассические ордеры, различные типы ордерных систем, пропорциональный строй и изменения пропорций ордеров в зависимости от характера и размеров архитектурных пространств, комплементарность ордерных композиций, фактурные поля, пространственно-планировочные структуры, организация масс, разнообразие ордерных форм, обломов, горизонтальные и вертикальные членения, различные приёмы размещения ордеров, связь с монументально-декоративным убранством, комбинации частей зданий.
Однако и сам вид ордерных форм определяет стилевую принадлежность интерьера и во многом обеспечивает игру реминисценций в эпоху эклектики.
С помощью ордеров решались всё более и более сложные архитектурно-художественные задачи; за три века архитектурной истории Петербурга ордерные композиции стали значимыми элементами убранства интерьеров различных типов, назначений и функций.
Они присутствуют в крупных интерьерах наземных сооружений и сооружений, не имеющих собственной массы; являются элементами монументально-декоративного убранства. В интерьерах присутствуют от одной колонны до нескольких десятков колонн.
Ордерные формы и их отделка выполнялись в различных материалах: каменные и металлические, выполненные с помощью штукатурных работ. Ордер существует в виде объёмных форм и виде росписи на стенах. Это колонные и пилястровые композиции, а также астилярный ордер.
Ордерные композиции связывают между собой план и объёмно-пространственные качества интерьера, изменяют ощущения в области размерных характеристик, выполняют функцию светораспределения, в том числе и за счёт светоотражающих свойств поверхностей ордерных форм. Разнообразие цвета отдельных ордерных форм позволяет решать сложные колористические задачи.
Ордерные композиции в интерьерах решают различные художественные задачи: задают масштаб и связывают экстерьер с интерьером, а построение пространственных цепей варьируется от линейного построения до центрально-осевого и далее к ярусной композиции.
Наследие – это системное образование, где элементы должны сохраняться в связи друг с другом и с окружающей средой. (Культурный ландшафт как объект наследия. СПб., 2004). Архитекторы, сохраняя все композиционные принципы ордерной системы в новых условиях в снятом виде, проводят глубинный анализ «чужого» языка, создают путём разработки новых ордерных композиций актуальные художественные образы, тем самым формируют новое сознание.

It is possible to talk about new forms of realization of classical antiquity images only when we observe programme development of approaches or a whole artistic system but not isolated motifs, nor rudiments. The order as an architectural system was developed in the interiors of St. Petersburg buildings and constructions where the use of order forms and order compositions was carried out profoundly and consistently. There are about four thousands interiors containing architectural orders in St. Petersburg. Being constantly fixed in our memory the order provides a feeling of an ensemble of images as well as a sense of an integral bond between exteriors and interiors.
Most often the interior is studied as a historical-artistic reality, as a collection of objects of material and artistic activities, or as a result of stylistic searches. However, if to speak about architectural orders in interior ‘style’ is a poor means of description. An order plays a universal role, in St. Petersburg interior it overcomes stylistic polyphony and succeeds antiquity in all areas of compositional development, “…in Russian theory orders are classified as complex systems, changing depending on specific composition tasks” (N.Gulianitsky).
In St. Petersburg interiors all positions and aspects of the order system have been worked out: classical and non-classical orders, different types of order systems, the system of proportions and the changing of order proportions depending on the nature and size of architectural space, complementarity of order compositions, textural fields, space-planning structures, organization of the masses, diversity of order forms, horizontal and vertical articulation, different ways of placing orders, links with monumental-decorative elements, and combinations of various parts of the buildings.
Nevertheless, the type of order forms determines stylistic characteristics of the interior and in many ways provides a play of reminiscence in the era of eclecticism. Orders helped to solve more and more complex architectural problems; during three centuries of architectural history of St. Petersburg order has become an important element of decoration of the interiors of various types, purposes, and functions. One can find orders in large interiors of on-land constructions and the constructions that have no mass of their own; or they can be elements of monumental decoration. There can be from one to several dozens of columns in different interiors. Order forms and their finishing were carried out in a variety of materials: stone, metal, plaster.
Order exists in three-dimension forms as well as in the form of wall paintings; it can involve columnar and pilaster compositions, as well as none of those. Order compositions connect the plan with three-dimension spatial qualities of the interior, change the sensation of dimensions, provide the distribution of light due to the reflective properties of the surfaces of the order forms. The variety of colors of some orders allows to solve complex color problems. Order in the interiors fulfills various artistic tasks: it sets the scale and connects the exterior with the interior, while the construction varies from linear to axial continue and further on to multilevel composition.
Heritage is a system in which all the elements should be preserved in connection with each other and the surroundings. Retaining all the compositional principles of the order system in a new environment, architects preserve the image while changing the structure, planning, materials, etc, conduct an in-depth analysis of the "alien" language, and by means of developing of new orders they create contemporary artistic images, thereby forming a new consciousness.