Виноградов Юрий Алексеевич
Институт истории материальной культуры РАН, РФ
Одним из выдающихся памятников, оставленных нам классической культурой на северном берегу Чёрного моря, является большой мраморный саркофаг, найденный в 1834 г. на Карантинном мысу под Керчью (городище Мирмекий). Надёжно установлено, что он был изготовлен в Аттике в 150–200 гг. н.э. Саркофаг отличается богатой скульптурной отделкой: на его крышке изображена возлежащая супружеская пара, на трёх боковых гранях — сюжеты, связанные с жизнью Ахилла, на задней грани, как принято считать, — различные сугубо орнаментальные мотивы. Сохранность памятника довольно плохая, поэтому для понимания этих изображений приходится прибегать к аналогиям, прежде всего, к строгановскому саркофагу («саркофагу Гомера»), хранящемуся в Государственном Эрмитаже и к золотым обкладкам скифских горитов чертомлыцкой серии.
На правой боковой стороне мирмекийского саркофага изображения разбиты почти полностью, сохранилась лишь нижняя часть подогнутых ног лошади. Сравнение этих остатков с изображением на боковой стороне строгановского саркофага позволяет считать, что здесь была изображена сцена обучения Ахилла кентавром Хироном.
Самая многофигурная композиция представлена на лицевой стороне саркофага. Здесь изображена сцена «узнавания Ахилла» на острове Скирос. Она воспроизведена также на саркофаге из собрания Строгановых; этот же сюжет присутствует и на золотых обкладках.
Рельефная композиция на левой боковой стороне мирмекийского саркофага сохранились сравнительно неплохо, но мнения учёных относительно её понимания сильно расходятся. Одна из причин такого положения заключается в том, что аналогии ей на рельефах саркофага Строганова и даже на других подобных памятниках отсутствуют. Здесь представ-
лен сидящий пожилой человек в окружении молодых мужчин. Очень похожую фигуру можно видеть на золотых обкладках. Обычно эту сцену трактуют как расставание Ахилла с царём Скироса Ликомедом. Правильнее её понимать как сцену укрывания героя на острове.
Исходя из этих наблюдений, можно предполагать, что саркофаг представляет собой целостную изобразительную и семантическую систему. Обучение Ахилла (правая сторона),
его укрывание на острове или «ритуальная смерть» героя (левая сторона), «узнавание» Ахилла и его возрождение к новой жизни (лицевая сторона). Основная идея, конечно, заключается в возрождении, и она обращена совсем не к древнему герою, а к человеку, погребённому в саркофаге. Изображения на крышке, так же как и на обратной стороне саркофага, не являются простой декорацией, а служат знаками некой волшебной (райской) страны, ждущей человека после его смерти.
A large marble sarcophagus from Myrmekion — one of the famous monuments of Classical culture in the Northern Black Sea region — was found in 1843 at the Quarantine cape near Kerch.
It was reliably settled that the sarcophagus is of Attic production, and dates back to ca. 150– 200 AD. Its décor is rich: sculpture of a couple is presented on the lid, while scenes from Achilles’s life story are depicted at three sides, and, as it is supposed today, the back side was beautifully ornamented with various motifs. The condition of the monument is rather poor. Decoration of the Stroganov sarcophagus (“sarcophagus of Homer”), which is now held by the State Hermitage Museum, and that of gold overlay for the Scythian quiver from the Chertomlyk series are the analogues of special importance to understand the meaning of the pictured scenes.
The relief of the right side of the sarcophagus is almost entirely destroyed, only horse’s legs have partly survived. These remnants compared with the right side relief of the Stroganov sarcophagus allow us understand the image as the scene of Achilles’s education by Chiron. The multi-figure composition on the front side of the sarcophagus presents the scene of “recognition of Achilles” on the island of Scyros. The same is depicted on both — the Stroganov sarcophagus and the gold overlays. The left side relief of the Myrmekion sarcophagus is in a better condition, but its interpretation in scholarly literature varies. The main reason for this is the lack of similar scene on the Stroganov sarcophagus, as well as on all other monuments of the kind. Here we see a figure of a seated old man surrounded by young warriors. Exactly the same figure is shown on the gold inlay. Usually this scene is interpreted as “a farewell” of Achilles and Lycomedes, the basileus of Scyros. But it’s probably better to treat as a scene of “the concealment” of the hero on the island.
Judging from these observations we can suppose that the décor of the sarcophagus makes up a sort of joint system — both picturesque and semantic. Main elements of the system are: “the education of Achilles” (the left side), his “concealment” on the Scyros or “the ritual death” of the hero (the right side) and his “rebirth” to the new heroic life (the front side). The principal idea of the composition lies in the representation of “the rebirth”, and is connected not with the famous hero only, but with a real person, who was buried in this sarcophagus. Sculptures on the lid and reliefs of the back side are not just simple decorations but signs of the magic land (paradise) prepared for a human being after his death.