banner2022 ru

Нахичевань – город на Нижнем Дону, основанный в 1779 г. армянами, переселенными из Крыма по указу Екатерины II. История его развития неразрывно связана с политикой Российской империи по освоению южных земель и их включению в социально-экономическое и культурное пространство страны. В основе пространственной реализации данной политики лежали идеи регулярного города и принципы классицизма. Нахичевань – первый город на Нижнем Дону, основанный не как крепость, а как торгово-ремесленное поселение. В отличие от подобных городов, формировавшихся, как правило, стихийно, он изначально застраивался по плану, соответствовавшему
градостроительным идеям последней четверти XVIII в. Автор первого плана 1781 г. Нахичевани неизвестен. Неизвестен и автор двух культовых построек, являвшихся архитектурно-градостроительными доминантами города: церкви Св. Григория Просветителя и церкви армянского монастыря Сурб-Хач, расположенного за городом. Вероятно, оставшийся неизвестным архитектор — это И.Е. Старов. Такие проекты российского зодчего, как планировка Воронежа, Николаева, Екатеринослава, церковь усадьбы в Никольском-Гагарине и ряд других, его продолжительная работа в Новороссийском крае дают основание полагать, что именно он является архитектором Нахичевани.
Проекты И.Е. Старова определили архитектурно-градостроительный облик дореволюционной Нахичевани, характеризуемый принципами регулярности и стилем классицизм.
Пересекающиеся под прямым углом улицы объединяла центральная площадь на которой возвышалась церковь Св. Григория Просветителя, возведенная в стиле русского классицизма. Церковь предопределила стиль важнейших городских зданий: магистрата, театра, приходских церквей и т.д. За городом возвышалась церковь армянского монастыря Сурб-Хач, также ставшая удачным воплощением классицизма.
В основу строительной культуры Нахичевани был положен классицизм, он определил архитектурное лицо города и полюбился горожанам настолько, что даже фасады периода эклектики тяготели к классицистическим формам.

Nakhichevan is the city, which is situated on the Lower Don and was founded in 1779 by Armenians, who moved from Crimea by order of Catherine II. The history of its development is closely connected with the policy of the Russian Empire on development of southern lands and their integration into the socioeconomic and cultural part of the country. In the basis of spatial realization of this policy were the ideas of the city and principles of classicism.
Nakhichevan is the first city on the Lower Don, which was founded as a trade and handicraft settlement, but not as a fortress. Unlike similar cities, which were formed spontaneously, it was originally built according to the plan corresponding to the architectural ideas of the last quarter of the 18th century. The author of the first plan of the city of 1781 is unknown. Neither anyone knows the author of two religious buildings, which were architectural dominants of the city: the Church of St. Gregory the Illuminator and the Church of the Armenian monastery Surb-Khach, which is located outside the city. Probably, this was I.E. Starov. Such projects of the Russian architect as planning of the cities Voronezh, Nikolaev, Ekaterinoslav, the Church of the estate in Nikolsky-Gagarin and many others as well as his long work in the Novorossiysk region proves that he might be the architect of Nakhichevan. I.E. Starov’s projects predefined the architectural appearance of the pre-revolutionary Nakhichevan, characterized by the principles of regularity and style of classicism. The Central square where with the Church of St. Gregory the Illuminator, which was built in the style of Russian classicism, united all the streets which were intersecting at right angles. The Church determined the style of the most important city buildings: magistrate, theatre, parish churches, etc. Outside the city there was The Church of the Armenian monastery Surb-Khach which also became a fine embodiment of classicism. The culture of constructing of Nakhichevan is based on classicism which set the tone for the architectural appearance of the city and the was appreciated by the citizens so much that even the facades of the period of eclecticism gravitated towards classical forms.