Актуальные проблемы теории и истории искусства

Доклад посвящен работам архитекторов И.Коробова и И.Мичурина, выполненным к коронационным торжествам по случаю вступления на престол императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Cозданные этими архитекторами многократно опубликованные и описанные проекты триумфальных ворот в Москве и Санкт-Петербурге анализируются в контексте европейской архитектуры XVII — первой половины XVIII века. Предпринята попытка связать особенности триумфальных ворот, возведенных по проектам Коробова и Мичурина, с архитектурой подобных сооружений, создававшихся в Европе,а также с их собственным опытом знакомства с ними в период обучения в Нидерландах. Кроме этого, внимание обращено на градостроительный контекст, в котором возводились триумфальные ворота в Европе и России. Показана эволюция роли этих построек в пространстве города от античной традиции до представлений, сформировавшихся в Европе Нового времени. Для иллюстрации привлекаются научные реконструкции объемно-пространственной композиции ворот, существенно меняющие представление об их облике, воспринимаемом лишь на уровне плоскостного чертежа.

The report focuses on the architecture by Ivan Korobov and Ivan Michurin designed for the coronation celebrations of Empress Anna and Empress Elizabeth. Repeatedly published and described projects of triumphal gates in Moscow and St. Petersburg are considered in the context of the European architecture in the 17th — first half of the 18th century. The author makes an attempt to relate the triumphal gate building by Korobov and Michurin to the European architecture, and to their own experience of getting acquainted with similar structures during their studies in the Netherlands. In addition, the attention is drawn to the urban context in which triumphal archs were erected in Europe and Russia. The report reveals the evolution of these structures role in the city space from ancient times to the modern history Europe. To illustrate the issue the author uses the scientific reconstruction of the spatial composition of the gates, which essentially change perceptions about their appearance, perceived only at the level of planar drawing.