Актуальные проблемы теории и истории искусства

Эпоха XVIII – началa XIX века является временем глубоких перемен во многих сферах жизни Российского государства. В том числе этот процесс нашел отражение и в общественной мысли. В частности, в проникновении в культуру и быт привилегированных слоев общества нехарактерных для средневековой русской культуры ценностей и превалировании образов и аллегорий, заимствованных из наследия античной Греции и Рима. Начало этому процессу положено было уже Петром Великим, а в дальнейшем он был активно продолжен Екатериной II. Одновременной с модернизацией шел процесс укрепления самодержавной власти в России и формирования империи, который определил резкую политизацию практически всех сфер отечественной общественной мысли: от исторической науки до изобразительного искусства.
В этой связи интересна судьба такого места памяти, как Новгородская вечевая республика и связанной с ним группы образов исторического сознания. Актуален вопрос о стихийности характера формирования и методах конструирования определенного представления о некоторых фактах из истории России. Анализ произведений литературы, изобразительного искусства и драматургии позволяет выявить отказ от семантики, свойственной традиционной русской культуре и обращение к идеям европейского просвещения со второй четверти XVIII века. Важнейшую роль в этом процессе сыграли эмоционально ориентированные формы воздействия на массы – изобразительное искусство, драматургия.
Рационально ориентированные формы воздействия имели на начальном этапе в большей степени вспомогательное значение. Каждая из них использовалась по своему для продвижения и закрепления в историческом сознании идеи необходимости существования абсолютной монархии как гарантии стабильности и могущества России. На рубеже XVIII – XIX веков ситуация меняется и приоритет получают рационально ориентированные формы. Причина таких перемен состоит в смене поколений и закреплении к этому периоду искусственно сформированных образов исторической памяти в качестве естественных для поколения первой трети XIX века. Благодаря этому в историческом сознании образованного общества России целенаправленно было сформировано несколько однобокое представление о некоторых фактах исторического прошлого.

The epoch of the 18th – the beginning of the 19th centuries is the time of deep changes in many spheres of life of the Russian state including public thought. In this field the changes got reflected in particular in penetration of values uncharacteristic for medieval Russian culture into culture and life of privileged social classes and a prevalence of images and allegories borrowed from the heritage of antique Greece and Rome. This process was started by Peter the Great and later actively further developed by Catherine II. It was simultaneous with modernisation that autocratic power was getting stronger in Russia the Russian Empire was being formed, and this resulted in sharp politicization of almost all spheres of Russian public thought from a historical science to fine arts.
Thereupon of interest is the destiny of such a place of memory as Novgorod republic and a group of images of historical consciousness connected with it. Especially important is a question about spontaneous character of formation and methods of creating a certain notion about some facts of Russian history. The analysis of literary works, fine arts and dramatic art reveals refusal of semantics peculiar to traditional Russian culture and addressing to the ideas of European Enlightment from the second quarter of the 18th century. A major role in this process was played by emotionally charged forms of influence on masses such as fine arts and dramatic art. Rational forms of influence on the starting stage were auxiliary. Both were used for instilling and establishing in historical consciousness the idea of necessity of existence of absolute monarchy as a guarantee of stability and power of Russia. At the turn of the 18th – 19th centuries the situation changes and rational forms gain priority.
The reason of such changes is alternation of generations, i.e. fixing by this period of artificially generated images of historical memory as natural to generation of the first third of 19th century. Thanks to this a slightly one-sided notion about some facts of the historical past was purposefully generated.