Колпашникова Дарья Дмитриевна
МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ
Понятие «иезуитское барокко» остается значительной проблемой на протяжении долгих лет его изучения. Отношение к нему менялось, и если сам факт его существования можно считать признанным и бесспорным, то вопрос о том, какие произведения искусства отнести к этому направлению, остается открытым.
Говоря о связи барокко и, в частности, «арте сакра» с орденом иезуитов, исследователи неизбежно сталкиваются с темой трансляции идеалов католической церкви в эпоху Реформации и последующие годы. Важно, что именно общество Иисуса стало главной опорой Рима в контрреформационной борьбе, и именно иезуиты сформулировали новый художественный язык католического искусства, ставший контрастной альтернативой экономически и эмоционально сдержанному образу протестантизма.
Обращение к истории Общества Иисуса позволяет заключить, что орден, выбравший девизом фразу «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией») прибегал к широкому диапазону средств воздействия ради достижения своих целей — миссионерской деятельности и возвращения в лоно католичества «заблудших душ», то есть сторонников Реформации.
Помимо этого, важной сферой деятельности ордена было воспитание отряда талантливых музыкантов, художников, архитекторов-практиков и теоретиков искусства, реализовывавших идеалы католической церкви в своих произведениях. Они создали новое представление об облике церкви, и, фактически, орден Лойолы наиболее полно реализовывал концепцию «арте сакра», сформулированную Тридентским собором в 1563 году.
Инструменты, которые использовались иезуитами для создания нового католического искусства, зачастую не были новы. «Формула успеха» иезуитов заключалась в первоклассном знании античной литературы и, в частности, научных трактатов, и в умении применять древний опыт к своим задачам. Тема театра Античности и его организации пространства интересовала многие поколения архитекторов, но совершенно особенным образом она повлияла на формирование барочного искусства.
В данном докладе автор останавливается на одном из наиболее выдающихся достижений творческой стороны иезуитской деятельности — плафонных росписях, основанных на набожности, искусной живописной технике, сложной насыщенной композиции и экзальтированной театральности. Для их создания художники, связанные с Обществом Иисуса, изучили давнюю художественную традицию перспективных росписей — тромплеев, близкую, в свою очередь, эстетике театральных декораций, и их конкретные примеры (начиная с описаний античных времен и доходя до ренессансных образцов).
Театр во многих отношениях играл важную роль в жизни общества, основанного Игнатием Лойолой: сочинение и постановки пьес на одобренные церковью темы были весьма распространены, так как подобное искусство было понятно широкому кругу зрителей. Еще в античных театральных представлениях присутствовали подтексты, направленные на воспитание гражданской добродетели. Логично, что, благодаря своей силе воздействия, наглядный язык театральных приемов был сочтен уместным и для оформления церковного пространства.
Основными примерами, на которых базируется аргументация данного доклада, стали потолочные фрески римских церквей — в Иль Джезу, кисти Джованни Баттиста Гаулли, а также роспись Андреа Поццо в Сан Иньяцио. Оба эти живописных ансамбля обладают исключительной важностью, так как Гаулли был одним из первых предложивших трактовать потолочное пространство как бесконечное небесное представление с композицией апофеоза, а Поццо переработал его идеи, сформулировав своеобразный эталон, пример для последующего подражания многими поколениями церковных живописцев. Важным моментом данной работы является обращение к античной и барочной сценографиям, учитываемым создателями плафонов.
Сложность технического исполнения плафонных росписей была виртуозно преодолена мастерами, обладавшими значительным объемом исторических научных знаний и применявших их ради определенных возвышенных целей. Выбранный автором взгляд на иезуитское барокко через призму Античности позволяет по-новому оценить рассмотренные римские памятники.
The concept of the "Jesuit Baroque" remains a significant problem for many years of its study.
The attitude to it has been changing, and if the very fact of its existence is accepted and undisputed nowadays, the art works that fit its definition continue to be shaped — exactly like the components that consist in it.
Researchers, while speaking about the connection of the Baroque and, in particular, the "Arte Sacra" with the Jesuits, are faced with the problem of expansion of the ideals of the Catholic church during the epoque of the Reformation and in the following years. It is important that the society of Jesus has become the main support of Rome in the counter-reformational struggle. There were the Jesuits who had formulated a new artistic language of the Catholic art, which became an alternative to the Protestantism with its economical and emotional restraint.
A reference to the history of the Society of Jesus allows us to conclude that the order, that has chosen the phrase "Ad majorem Dei gloriam" ("To the glory of God") as their motto, resorted to a wide range of means to achieve their aims. Their main ones were the missionary activity and a return of the "lost souls" (i.e. supporters of the Reformation) to the bosom of the Catholicism. In addition, an important area of activity of the order was the education of a squad of talented musicians, artists, architects-theorists and practitioners of the art. Their task was to carry out the ideas and ideals of the Catholic Church in their works. They created a new view about the image of the Church. In fact, the order of Loyola has been implementing the concept of "Arte Sacra", formulated by the Council of Trent in 1563, in the most consistent way.
The tools that were used by the Jesuits to create a new Catholic art, were often not new. They succeeded by studying ancient science and literature and by using their knowledge to achieve their aims. The Antique theatre and its space organisation interested many generations of architect. Their influence on the forming Baroque art is a very exciting and specific theme.
In this report the author dwells on one of the most outstanding achievements in the creative side of the Jesuit activity — the ceiling paintings based on their piety, skilled painting techniques, complex intense composition and exalted theatricality. To create them, the artists belonging to the Society of Jesus studied ancient artistic tradition of the perspective painting — also known as the trompe l'oeil painting, that is close to the aesthetics of theatrical scenery, and their specific examples (from some descriptions of the Antiquity to the Renaissance examples).
Theatre played an important role in the life of society founded by Ignatius Loyola: writing and staging of plays on Church-approved topics were quite common between Jesuits, as this art was understandable to the broad audience. Even in the epoque of Antiquity in theatrical performances were implied senses to foster civic virtues. It is logical that, due to its strength, the comprehensible language of theatrical techniques was considered appropriate for setting the appearance of religious spaces.
The major examples, on which will be based the reasoning of this report, are the ceiling frescoes that are situated in two Roman churches — in Il Gesu, belonging to the brush of Giovanni Battista Gaulli, and in the church of Sant'Ignazio where are paintings by Andrea Pozzo. Both of these pictorial ensembles are of exceptional importance, as Gaulli was one of the first who proposed to interpret the ceiling space as an infinite sky view with an apotheosis composition, and Pozzo reworked his ideas, establishing a kind of an example for the future imitation by many generations of Church painters. An important objective of this work is to address both to Antique and Baroque scenographies, deeply considered by the creators of the ceilings.
The complexity of the technical execution of the ceilings was brilliantly overcome by the masters, who had a considerable amount of knowledge and who used them for certain lofty goals. The look at the Jesuit Baroque through the prism of Antiquity, chosen by the author, provides a new estimation of considered Roman monuments.