Актуальные проблемы теории и истории искусства

Античное наследие в образе Христа проявляется многообразно.
Во-первых, это использование образа Орфея – знаменитого певца, который пением своим "двигал горы и камни" и сошел в Аид, чтобы вывести душу Эвридики. Орфей являлся подходящим героем, чтобы стать прообразом Иисуса Христа, Который учил своих учеников той вере, что двигала горами и сошел во ад, чтобы вывести оттуда души всех праведников и всех уверовавших. Изображения Орфея встречаются в катакомбах Домитиллы и в катакомбах Каллиста, на мозаиках в Мадабе. Изображение в катакомбах Домитиллы особенно символично: на нем Орфей играет животным – волку, льву, змее, лошади, а рядом изображены библейские сцены – Моисей, источающий воду из скалы, Давид метящий из пращи в Голиафа, Даниил во рву львином. Мы видим здесь не только известную соотнесенность животных, слушающих Орфея, с библейскими событиями, но и связь Орфея с другими прообразами Христа, на сей раз из Ветхого Завета – Моисеем, Давидом, Даниилом.
Во-вторых, это Добрый Пастырь. Скриптурный источник этого образа ясен. Это – притча из Евангелия от Иоанна, в которой Сам Христос называет Себя так (Ин 10:11-16).
В Ветхом Завете так называются цари, судьи, пророки, где нередко предводители народа израильского (Числ 27:16-17, псалмы 77, 71, 23) называются пастырями. О Самом же Господе говорится: "Господь, Пастырь мой" (Пс 23:1-2). Однако иконографически Добрый пастырь восходит либо к так называемому мосхофору – пастуху, несущему тельца, образу Гермеса, либо Меркурию с барашком у ног. Часто Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Такова мозаика начала IV в. базилики из Аквилеи. Однако античная иконография становится средством выражения христианского символизма. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл – пастырскую власть; флейта – сладость Его учения ("Никто никогда не говорил так, как этот человек" – Ин 7:46) и упования, надежды.
Таким образом, античная традиция становится средством выражения христианской символики и догматики.

Τhe ancient heritage variously appears in Early Christian iconography of Christ.
First it is the image of Orpheus, the famous singer, who moved mountains with his singing and descended into Hell to lead out the soul of Euridice. Orpheus seemed to be a proper hero to become an ancient archetype of Christ, Who had taught his disciples to have the faith that should move mountains and Who had descended into Hell to lead out the souls of all the just. Images of Orpheus are present in the catacombs of Domitilla and in the catacombs of Callistus. The image in the catacombs of Domitilla is especially significant, for here Orpheus plays for animals – a wolf, a lion, a snake. There are also biblical scenes which depict Moses who makes water come out of the rock, David hitting Goliath, Daniel in the lions pit. We see here not only the correspondence of animals listening to Orpheus with biblical events, but also a certain link of Orpheus with other archetypes of Christ – with Moses, David and Daniel.
The second image of Christ connected with ancient tradition is the Good Shepherd. The scriptural source of this image is clear, it is the parable from the Gospel of John (John 10, 11-16). But iconographically the Good Shepherd comes back either to a so called moschophore — a shepherd, who carries a calf, or to Mercury with a lamb at his feet. Very often Christ the Good Shepherd is depicted as an ancient shepherd, dressed in chiton, with a rod and a vessel for milk. He can hold a flute in his hand. Such is a mosaic of the beginning of the 4th century from Aquilea. However, this ancient iconography serves for early Chistian symbolism. A vessel for milk symbolizes the Holy
Communion, a rod is a sign of pastoral power. As for flute, it is a symbol of sweetness of Christ's teaching.
So we see how ancient tradition becomes a tool for Christian symbols and dogmas.