Актуальные проблемы теории и истории искусства

Доклад посвящен поиску и осмыслению возможных кушанских реминисценций в ранней буддийской скульптуре Японии. Эти культуры находятся очень далеко друг от друга как по времени, так и в пространстве. Однако кажется, что между ними существуют определенные связи. С одной стороны, нить от японских памятников тянется через Китай, Корею и Среднюю Азию к кушанским истокам буддийской скульптуры. С другой стороны, обе скульптурные традиции формируются в периоды активного распространения буддизма на новой территории.
Индийская скульптура I-V вв., происходящая из северных регионов, дает пример интереснейшего явления – контакта и взаимодействия многих культур: греческой, индийской, иранской. В период Кушанского царства (его расцвет – I-III вв. н.э.) такие города как Гандхара и Матхура необычайно активно развиваются как художественные центры. В это время буддизм на территории Кушанского царства (значительная часть Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии) получает широкое распространение, причем в его новой форме – Махаяны (букв. «большая колесница»). Нельзя назвать конкретный момент, когда появилось антропоморфное изображения Будды, но это происходит на этих территориях.
Примерно ко второму веку скульптурные изображения Будды и бодхисатв становятся нормой. Некоторые стилистические черты новой буддийской скульптуры восходят к эллинистическим образцам. Одна из причин появления изображения Будды и бодхисатв – стремление привлечь как можно больше людей к религии («посадить их в большую колесницу», Махаяну). И антропоморфное изображение, по всей видимости, больше для этого подходит, чем аниконическое. Как уже говорилось, этот момент распространения буддизма и связанного с ним расцвета скульптуры представляет для меня особый интерес.
Через четыре века буддизм действительно охватывает огромные территории. Он доходит также и до Японии (через Корею), и к концу VI в. император и большинство придворных принимают буддизм. Вместе с текстами почти сразу приходит и скульптура – корейская и китайская. С начала VII в. скульптуру создают уже непосредственно в Японии. Одной из главных задач доклада будет попытка лучше разобраться в этом начальном этапе становления японской скульптуры.

This report addresses the problem of possible Kushan reminiscences in early Buddhist sculpture in Japan. Both centuries and vast expanses of land and water separate these two cultures from each other. However, it seems that there is some connection between them. On the one hand, the origins of Japanese monuments can be traced back to the Kushan beginnings of the Buddhist sculpture, through China, Korea and Central Asia. On the other hand, both Japanese and Kushan sculptural traditions were developing exactly when Buddhism was spreading over new territories.
The North Indian sculpture of the 1st to the 5th century CE is an example of a very interesting phenomenon, namely the contact and interaction of a number of various cultures (Greek, Indian, Iranian). Under Kushan rulers (the heyday of the Kushan empire – 1st – 3rd centuries CE) such cities as Gandhara and Mathura develop into great centers of art and culture. During this period Buddhism spreads across the Kushan empire (the main parts of Central Asia, Afghanistan, Pakistan, North India). But it was a new form of Buddhism – Mahayana (“Great Vehicle”). Although it is impossible to identify the exact moment when Buddha was depicted anthropomorphically for the first time, it obviously happened in this area. Starting from 2nd century CE sculptural images of Buddha and Bodhisattvas become common. Some stylistic characteristics of the new Buddhist sculpture are based on Hellenistic samples. One of the reasons why images of Buddha and Bodhisattvas appear is an attempt to attract as many people as possible to the religion (“to make them board the Great Vehicle”). It is likely that anthropomorphism is more suitable for this purpose than aniconism. As I have already said, the spreading of Buddhism and the flourishing of sculpture which is related to it is the issue of my scholarly interest.
In four centuries Buddhism indeed covers huge territories. From Korea it also reaches Japan. The Japanese emperor and the majority of the court adopt Buddhism by the end of the 6th century.
The sculpture (Korean and Chinese) appears nearly at the same time as the texts do. Starting from the beginning of the 7th century the sculpture is produced in Japan. To gain a better understanding of this early phase of Japanese sculpture would be of great importance.