Актуальные проблемы теории и истории искусства

Маска ― один из древнейших элементов эллинистической, римской и европейской культур. С приходом христианства мотив маски не исчезает, а постепенно интегрируется в византийское и западноевропейское искусство. Наиболее значимая работа, посвященная теме маски ― статья Д. Мурики 1981 года. На основании анализа типологии маски и расположения мотивов, исследовательница приходит к выводу об апотропеической, либо (иногда)
исключительно декоративной функциях этого мотива. Лишь один тип не вписывается ни в одну из этих парадигм: это маски в обрамлении медальонов с образами евангелистов в парусах купола западной галереи церкви Богоматери Пантанассы в Мистре. Уникальность этого мотива заключается как в его расположении, так и в гротескной экспрессивности, не характерной для византийского искусства. Еще одной его особенностью является орнамент в виде стебля с листьями (rinceau), исходящий из широко открытых уст маски. Эти отличительные детали исследовательница справедливо считает привнесенными западной культурой. Однако вопрос о смысле и значении данного мотива в одной из сакральных зон церкви остается открытым.
Используя культурно-исторический метод, опираясь на работы антропологов и культурологов, мы попытались приблизиться к возможной интерпретации это мотива. Необычная для византийского искусства экспрессия мотива в Пантанассе находит аналогии в некоторых римских памятниках, где изображены маски, связанные с культом Диониса. Являясь древнейшим языческим элементом, истоки которого находятся в сфере сакральной, маска также служит знаком и инструментом человеческого перевоплощения.
Важную роль в распространении знаний о языческих культах в Мистре сыграл Георгий Плифон. Известно, что в античной традиции маска также отражала понятие «persona», то есть представляла собой символ индивидуальных характеристик личности. С этой точки зрения, и принимая во внимание особенности иконографической программы, можно предположить, что маски в обрамлении евангелистов призваны подчеркнуть границу преображения человеческой (земной) и духовной природы человека.

Peculiarities of Mask Motif in the Church of the Virgin Pantanassa in Mistra
The mask is one of the most ancient elements of Hellenistic, Roman and European cultures. When Christianity spread, the motif did not vanish, but smoothly integrated into Byzantine and Western Medieval art. One of the most important contributions to the study of the mask motif was made by D. Mouriki (1981). Based on the analysis of mask typology and its context, the researcher concludes that the motif had apotropaic and in some cases pure decorative function. The only type does not fit into any of the paradigms: masks which frame images of evangelists on the pendentives of the cupola of the west gallery in the church of the Virgin Pantanassa in Mistra. Its grotesque expressivity and close proximity to the images of the evangelists are not typical for Byzantine art.
A leaf issuing from the mask’s widely open mouth (rinceau motif) is another distinctive feature. D. Mouriki fairly considers those two peculiarities to be Western infiltrations. Though, the question of its meaning and interpretation in one of the most sacred church zones is still open.
Looking through a prism of historical and cultural context, relying on studies of anthropologists and culture scholars we attempted to approach to the understanding of the possible meaning of this motif. The parallel to grotesque expressivity of Pantanassa’s masks can be found in Roman art; in some cases they are related to the cult of Dionysus. The source of the most archaic pagan element lies in sacred sphere, where mask was a sign and a tool of human transfiguration.
Georgios Plethon played an important role in reviving reminiscences of paganism in Mistra.
It is known that in antique tradition mask had a meaning of “persona” as a symbol of certain human characteristics. From this point of view and taking into consideration iconographic program, it could be supposed that this motif at Pantanassa church was meant to emphasize the frontier of transfiguration between human (down-to earth) and spiritual nature of a man.