Актуальные проблемы теории и истории искусства

Термин «эллинистическое искусство» в течение многих лет продолжает оставаться предметом дискуссий. Задача доклада — уточнение дефиниции «эллинистическое искусство» на примере памятников основных центров античного мира и древней Армении. При этом искусство рассматривается как престижный индикатор в культурах древних обществ.
Изобразительное искусство Древнего Мира отражало понимание системы мироустройства, в котором боги перманентно поддерживали правителей. Создание в VI в. до н.э. ахеменидской державы привело к тому, что образцы искусства, выполненные в официальной имперской стилистике, стали показателем престижности. На территориях ахеменидских сатрапий
и прилегавших к ним регионов элементы имперского искусства соединялись в памятниках с художественными традициями локальных культур. Установление в Греции полисной демократии привело к появлению изображений, дидактически призывавших граждан к подвигу во имя родины и свободы. Победы греков в греко-персидских войнах привели к росту престижности греческого искусства. С конца V в. до н.э. и в течение всего IV в. до н.э. процесс взаимодействия греческой культуры с культурами соседних стран принял широкий и устойчивый характер. Создался «контактный стиль», основными признаками которого были: преобладание традиций греческого искусства в изобразительной стилистике и в построении композиций; сочетание в изображениях персонажей греческого и восточного (локального) облика; преобладание сюжетов локальных мифологий и легенд; доминирующее положение персонажей локального облика в изображениях; отход от статичных композиций. Процесс взаимодействия греческой и локальных культур подготовил распространение эллинистической культуры в странах Древнего мира, которое началось с конца IV в. до н.э.
В основе эллинистического искусства лежали традиции полисной эллинской культуры и изобразительного искусства, переработанные в соответствии с идеологией монархического государства и традиций искусства локальных регионов, с возросшим значением человеческой личности. Характер изменения политической системы государств привел к отказу от понятия «человек — мера всех вещей». Новой «мерой вещей» стал царь, равный богам и стоящий над обществом. Это вызвало цепь изменений в культурных традициях, таких как идея превосходства, изменение временного параметра с мифологического на конкретно историческое, что привело в изображениях к идее предопределенности, отказу от прежних гражданских идеалов и возрастанию интереса к личной жизни.
Регионы, прилегавшие к эллинистическим странам, сохраняли экономический уклад ахеменидского времени и традиции ее культуры. Для них этот период следует именовать постахеменидским. В этих странах продолжалось обращение к искусству правящих держав, при сочетании элементов ахеменидских и локальных культур с прибавлением эллинских.
Эти же художественные принципы характерны и для культуры областей эллинистических стран, удаленных от полисных центров.
Уточнение термина «эллинистическое искусство» позволяет утверждать, что оно продолжало развиваться и в первые века н.э. Политическая мощь Римской империи обусловила тот факт, что традиции римской культуры стали доминирующими для последнего этапа эллинистической эпохи. Начало завершения эллинистической эпохи приходится на конец II — начало III веков. Создание федеративных государств на границах Римской империи способствовало появлению культур, памятники искусства которых были созданы в соответствии с традиционной идеологической нормой, но разрабатывались в художественных традициях римских провинций.
Выделяются четыре этапа в становлении и развитии эллинистического искусства:
• V–IV вв. до н.э. — распространение «контактного стиля;
• конец IV–I вв. до н.э. — распространение эллинистической культуры под греческой гегемонией;
• I–II вв. — распространение эллинистической культуры под римской гегемонией;
• II–IV вв. — развитие культур федеративных государств, послуживших основой для новых этнических культур.

The term “Hellenistic art” has been remaining a disputable subject for many years. The purpose of the report is to give a more precise definition of “Hellenistic art” based upon the example of monuments of the main centers of Classical world and those of ancient Armenia. Art is viewed as a prestigious indicator in cultures of ancient communities. Representational art of the ancient world reflected the outlook that considered the world order with Gods permanently supporting rulers. Creation of the Achaemenid Empire in the 6th century BC resulted in turning art samples composed in official imperial stylistics into indicators of prestige. On the territory of Achaemenid satraps and regions adjacent to them, elements of the imperial art merged in monuments with local artistic tradition. Establishment of poleis democracy in Greece led to the emergence of depictions didactically inducing citizens to heroic deeds in sake of their fatherland and freedom. Victories of the Greeks in Greco-Persian wars brought to prestige rise of the Greek art. Since late 5th through the 4th century BC the process of interaction between the Greek art and that of the neighboring countries took a broad and steady character. A kind of a «contact style» was created, the main indicators of which were the following: predominance of Greek art traditions in the representational stylistics and composition setting; combination of Greek and Oriental (local) features in images; predominance of subjects originating from local mythology and legends; domineering setting of the characters of local types; deviation from the static compositions. The process of interaction between Greek and local cultures prepared grounds for the expansion of Hellenistic culture in the countries of the ancient world.
Formation and expansion of Hellenistic culture took place in the late 4th century BC. Hellenistic art was based on traditions of Hellenic poleis culture and visual art, altered in accordance with ideology of monarchic state and art traditions of local regions with an increasing value of human personality.
The way the political system of the state changed led to disclaiming the concept of «a human being as measure of all things» — i.e. а model. The new model was the king, equal to gods and above the society. It caused a chain of changes in some cultural traditions such as the idea of predominance, change of time parameter from mythological to that of specific historical, which resulted in the idea of predetermination in pictorial representation, rejection of previous civil ideals, and increase of interest in private life.
Regions adjacent to Hellenistic countries kept the economic structure of Achaemenid times and its cultural traditions. For them this period is to be renamed post-Achaemenid. These countries kept on turning to the art of ruling states combined with the elements of Achaemenid and local cultures, with the addition of some Hellenic ones. These artistic principles are characteristic of Hellenistic provinces remote from the poleis.
Clarification of the term “Hellenistic art” allows us to assert that the art itself kept developing in the early centuries AD as well. Political might of the Roman Empire called forth the fact that Roman cultural traditions became dominating during the final stage of Hellenistic epoch. The beginning of the decline of Hellenism falls on the late 2nd and early 3rd centuries AD. Formation of federative states on the borders of Roman Empire stimulated emergence of cultures, whose art pieces were created in accordance with traditional ideological standard, but were elaborated in correspondence with artistic traditions of Roman provinces.
Four stages are marked out in the formation and development of Hellenistic art:
• 5th–4th centuries BC — advancement of the “contact style”
• late 4th to the 1st centuries BC — spreading of Hellenistic culture under Greek hegemony
• 1st–2nd centuries AD — spreading of Hellenistic culture under Roman hegemony
• 2nd–4th centuries — cultural development of federative states serving as grounds for new ethnic cultures.