Актуальные проблемы теории и истории искусства

В центре Иппоса-Сусситы (Декаполис), который построен по традиционному греко-римскому плану, расположен форум. С северной его стороны, между двумя кардо, к нему примыкает многослойный конгломерат построек, в общем плане составленный из двух прямоугольных зданий. Наиболее ранние слои представлены фундаментами из известняковых квадров эллинистического периода. Они образовывали широкий теменос и примыкающую с восточной стороны постройку неясного характера, план и функция которой до сих пор уточняются археологами. В римское время в центре теменоса было сооружено небольшое святилище типа тетрастильного простиля, которое заменило собой предшествующее, более крупное (сохранились стилобаты). На месте соседнего здания была возведена базилика с амбулаторным обходом и тройным входом по короткой стороне. По своему архитектурному качеству и декоративному оформлению она не имеет себе равных в регионе. Архитектурный декор включал роскошные коринфские капители из базальта, фусты колонн с имитированными канелюрами (прямыми и диагональными), стуковые пилястры по стенам, возможно, с мраморными капителями (фрагмент найден в 2014 г.). Единственная сохранившаяся дверная перемычка из проконнесского мрамора была, скорее всего, одной их трех, две из которых утрачены. Весь интерьер строился на изящном сочетании белого и черного оттенков в шахматном порядке. Такое же контрастное чередование цветов встречалось в деталях соседнего римского святилища, но о точном его характере судить сложно, так как в ранневизантийский период (конец V – начало VI в.) на этом месте был построен христианский храм из римских сполий, с изменением ориентации главной оси, но с максимально возможным сохранением прежних фундаментов и деталей (т.н. Северо-западный храм). Среди них встречаются мраморные и базальтовые базы колонн, при перестройке покрытые штукатуркой, которая заменила прежнюю игру цветов общим белым оттенком.
Римский простиль и базилика появились на одном строительном этапе. Они соотнесены в пропорциях, выдерживают единый декоративный стиль оформления, уникальный даже для сиро-палестинского региона. Предположительно, обе постройки были разрушены во время землетрясения 363 г., после которого базилика была заброшена, а на месте римского святилища построен христианский храм спустя примерно век, в течение которого сохранялась память о сакральной постройке на этом месте.
Раскопки и исследование Северо-западного христианского храма завершены, польскими археологами готовится обобщающее издание, в то время как раскопки в базилике еще продолжаются (институт Зинман при Хайфском Университете), выводы остаются дискуссионными. Римский простиль практически полностью поглощен ранневизантийским слоем,
и его соотнесение с новооткрытой базиликой позволяет восстановить представление об архитектурных и декоративных особенностях, равно как и о рельефе этой части полиса, который менялся в течение многовекового периода своего существования непредсказуемым образом.

Hippos Sussita is a small town of the Decapolis league and it is planned according to the usual Greco-Roman town-planning system. In the center of the city there is a Forum. On its northern side, between two cardines, a complicated system of buildings is situated. Their common plan is rectangular and consists of two separate units. The most early layers are Hellenistic. They are represented by the fundaments, built in large scale limestones. They form the temenos from one side (to the west) and the building of unknown function with stylobates and atrium from the other (to the east). During the Roman period in the center of the temenos a small Roman tetrastyle prostyle was constructed, at the place of the larger sanctuary of the Hellenistic period (only traces of stylobates can be noticed). At the place of the second building an enormous and absolutely amazing
basilica was built. It had three entrances at the short southern side (towards Forum) and four colonnades that formed an ambulatory. By its architectural quality and decoration it has no parallels in the region. Décor included magnificent Corinthian capitals of basalt, column shafts with imitated flutes (straight and diagonal), pilasters of stucco along the walls that could be decorated with marble capitals (a fragment was found in 2014 excavation project). Most likely the preserved doorlintel of Proconnesian marble was not the only one but the other doors were also decorated with similar lintels (lost). The interior was harmonized through fine combination of white and black tints put in checkboard pattern. The same contrast of two colours was characteristic also for the details of architectural decoration of the nearby Roman temple but it’s difficult to identify all of them because they were reused in the Early Christian church (so called North-West Church, 5th – 6th cc.) built at this place and mainly from the Roman remains (spolia). The axe was changed, but the previous fundaments and fragments were preserved as much as possible. Among them we can notice marble and basalt column bases, later covered by plaster that hid the play of tints under the common white colour.
Roman prostyle within the temenos and basilica appeared at the same phase of construction.
They are balanced in their proportions and have common decorative style, unique even for different variants of the Syro-Palestinian style. Presumably, both buildings were deserted after the earthquake of 363. The basilica was completely abandoned (partly resumed only in the Early Islamic period).
At the place of the Roman temple after one hundred years the Christian church was constructed.
Throughout all this period the memory of the sacred building on this place was pertaining.
Excavations and research on the North-West Church and Roman layers beneath it are already finished, the final publication is being prepared by the Polish archaeologists. But the excavations of the basilica are in progress, many questions are not solved yet, some conclusions are disputable.
Roman prostyle is almost completely covered by the Early Byzantine rebuilding. Its correlation with the basilica, preserved better, helps to restore the image of its architectural and decorative peculiarities.
The relief of this part of the city during several centuries becomes clearer through the investigation of its rebuilding and deserting.