Актуальные проблемы теории и истории искусства

Форум Траяна в Риме занимает особое место как во всей политике императора, так и в искусстве Древнего Рима. Хотя в основу его архитектурного замысла положены традиционные для Древнего Рима элементы, от изначальной типологии императорского форума до частных композиционных приемов, в самом памятнике они предстают в новом масштабе, в новых ролях и в новых соотношениях. В результате, форум Траяна, будучи прочно связан с древнеримской традицией, оказался новаторской постройкой.
Форум обладает богатым идейным наполнением. Во-первых, этот комплекс несет в себе ряд положений, ключевых для политической программы Траяна: заявлены и раскрыты такие стороны правления императора как забота о гражданах и его значительные военные успехи.
Во-вторых, форум утверждает легитимность и значимость Траяна, первого императора из провинции, ничем не уступающего своим предшественникам благородного происхождения.
Тема прославления императора, неизменно присутствующая в архитектуре Древнего Рима, достигла в этом памятнике высшей точки своего развития. В пространстве форума присутствуют целых три элемента, предназначенные для прославления императора и относящиеся к различным типологиям монументального искусства и архитектуры: триумфальная арка, конный монумент и колонна. Во всех трех максимально выявлена значимость прославляемого императора. Помещение квадриги с Траяном на триумфальную арку и фигуры Траяна на колонну персонализируют эти монументы. Рельефы колонны, повествующие о захвате Дакии, а также рельефы арки демонстрируют, чем именно Траян заслужил возведение этих монументов в свою честь. Таким образом, прославляющее звучание этих монументов и так получает максимальную мощь, которая затем приумножается благодаря помещению их в пространстве форума.
Благодаря обозначенным выше качествам, форум Траяна также занимает важнейшее место в эволюции типологии имперского форума: он стал последним из памятников, возведенных в городе Риме. Этому есть ряд причин, однако для этого исследования важнее всего причина художественная: в форуме максимально разработаны архитектурные средства выразительности, вследствие чего из его структуры вырастает уже новая типология имперского форума, наиболее значительным примером которой станет форум Септимия Севера в Лептис Магне.

Trajan’s Forum in Rome has a special place both in Trajan’s policy and art of Ancient Rome on the whole. Although the forum is based on various traditional elements of Roman architecture, from the typology of the Imperial fora itself to particular compositional features, all of it appears on a new scale and takes on new roles and new connections. As a result, while maintaining strong connections with Roman traditions, Trajan’s forum turned up an innovative building.
The forum has a rich ideological content. Firstly, it displays a number of important ideas of Trajan’s political program, such achievements as taking good care of citizens and conquering new lands. Secondly, the forum affirms Trajan, the first emperor from the province, as a legitimate and worthy ruler, who is not inferior to his noble predecessors in any way.
The task of glorifying the ruler, characteristic of Roman imperial art, here reached its peak. In the forum three elements belonging to different typologies of monumental art and architecture are present: triumphal arch, equestrian monument and a column. All three are thoroughly developed as glorifying structures, which is particularly well illustrated by the arch and the column.
Both the quadriga with Trajan on top of the arch and Trajan’s statue on top of the column show to whom those monuments are dedicated. Reliefs of the column, telling of conquest of Dacia, and the reliefs of the Arch explain how exactly Trajan became worthy of erecting such monuments in his honor. Thus, the monuments themselves gain maximum glorifying power, which is even multiplied by their placement in the area of the forum, a glorifying structure itself.
Thanks to the qualities listed above, Trajan’s forum has a place of utter importance in the evolution of the typology of Imperial fora: it became the last of its kind in the city of Rome. There was a number of reasons for that. However, for this study, the most important one is the artistic reason: architectural means of expression are most completely developed in Trajan’s forum. Thus, from its structure a new typology is given birth. It has its own life and evolution, and its most significant example is Septimius Severus’ forum in Leptis Magna.