Актуальные проблемы теории и истории искусства

Европейские культуры неолита — медного века (VII–III тыс. до н.э.) представляют огромный массив изобразительных памятников — предметов мелкой глиняной пластики (антропоморфных и зооморфных статуэток, миниатюрной посуды, моделей транспортных средств, жилищ и предметов их интерьера, орудий труда и оружия). Многие из этих изделий являются подлинными шедеврами искусства.
Представление о том, что большая часть этих находок должна быть связана с культами плодородия начало формироваться еще в XIX в. и впоследствии утвердилось благодаря работам Дж. Фрэзера (1890) и Р. Грейвса (1966), опиравшимся на анализ позднеантичных культов, а также их популяризаторов. Среди археологов эти идеи были поддержаны
Б.А. Рыбаковым (1965) и М. Гимбутас (1974), став исходным пунктом для дальнейших построений. На фоне доминирующей концепции линия интерпретации фигурок как изображений предков рассматривалась лишь в контексте общих размышлений о возможных значениях антропоморфных статуэток и моделей жилищ (Бибиков 1953; Пассек 1971; Дяченко, Черновол 2007 и др.).
В поиске доказательно обоснованных вариантов интерпретации предметов древней пластики автор обратился к находкам наборов фигурок как к наиболее информативным источникам. Анализ иконографии статуэток, проведенный на фоне реконструкций археологического контекста и организации социумов, в которых эти наборы функционировали, позволил предположить, что здесь мы в большинстве случаев имеем дело с изображениями предков (Палагута 2013).
Культы предков, а также их изображения, в различных формах широко представлены в мировой этнографии и являются важной составляющей духовной культуры традиционных обществ. Близкие структурные аналогии европейской неолитической пластике дает анализ античных, прежде всего, римских источников. В дошедших до нас текстах упоминается и фигурирует целая группа божеств, тесно связанных с домом, familia и gentes— Genii Familiae, Lares Familiares и Compitales, Penates. Связанные с ними культы, как полагают многие исследователи, восходят к почитанию предков — семейных или общинных. Исследование иконографии «домашних» ларов показывает их тесную связь с жилищем. Фигурки и изображения ларов обычно помещаются в «ларарии», оформленные в виде ниши в стене,
часто обрамленной портиком, которую можно рассматривать как своеобразную модель жилища (Палагута, Митина 2014).
Ряд черт культа ларов и пенатов и их иконографии дает основание для проведения параллели между ними и некоторыми группами раннеземледельческой пластики, которые можно интерпретировать как изображающие персонажей, связанных с культом предков — либо прямых предков, либо духов-хранителей — общих мифических предков этнической группы.
При этом следует отметить, что образная система европейской доисторической пластики не ограничивается очерченным кругом параллелей. В ее интерпретациях важную роль может сыграть и тщательный анализ вотивных изображений, известных как в греческом мире (например, находки статуэток из раскопок Афинской Агоры), так и в античной Италии (этрусско-италийская вотивная пластика). Таким образом, дальнейшие исследования в обозначенной области позволяют выйти на новый уровень интерпретаций, позволяющий гораздо полнее раскрыть содержание и объяснить формы доисторического искусства Европы.

European cultures of the Neolithic and Copper Age dating back to 7th–3rd millennia BC present a huge array of art objects. First come various forms of small clay sculpture (anthropomorphic and zoomorphic figurines, miniature vessels, models of vehicles, houses and their interior objects, tools and weapons). Many of these products are real masterpieces. The idea that the majority of these finds should be linked to fertility cults developed since the 19th century and was subsequently approved due to J.G. Frazer’s (1890) and R. Graves’s (1966) works,
based on analysis of Late Antique cults. Among archaeologists these ideas were supported by B.A. Rybakov (1965) and M. Gimbutas (1974) to become the starting point for subsequent scholarly constructions. On the background of the dominant interpretation of the figures their interpretation as images of ancestors was considered only in the context of general speculations on possible significans of anthropomorphic figurines and dwelling models (Бибиков 1953; Пассек 1971; Дяченко, Черновол 2007, etc.).
Searching for evidence-based variants of the ancient sculpture interpretation, the author of the report applied to the finds of figurine sets as the most informative source. Analysis of the statuettes’ iconography undertaken by him against the background of archaeological context reconstructions and those of social organization for societies where these sets functioned, allowed assuming that in most cases we deal with images of ancestors (Палагута 2013).
The cult of ancestors and ancestors’ images in various forms are represented in the world anthropology and they are an important part of spiritual culture of traditional societies. Analysis of antique, particularly Roman, material gives close structural analogies to the European statuettes of the Neolithic Age. In extant texts is mentioned the whole group of gods associated with house and family: Genii Familiae, Lares Familia and Compitales, Penates. As some researchers suppose, cults of such gods originate from honouring a family or community ancestors. Research in iconography of “household” gods shows their ties with a house. Figurines and images of Lares are usually placed into “Lararium” (hovel, often framed by a portico), which is possible to interpret as a specific house model (Палагута, Митина 2014).
Some features of Lares’ and Penates’ cult and its iconography allow us to draw a parallel between Lares and Penates and certain groups of the early agriculturalist statuettes, which might be interpreted as character’s images connected with ancestor’s cult — either a direct ancestors or general mythological ancestors of an ethnic group.
It should be noted that imagery of the European prehistoric sculpture is not limited by the circle contoured parallels. A thorough analysis of votive images, known both in the Greek world (for example, statuettes from the Athenian Agora excavations), and in ancient Italy (Etruscan-Italic votive figurines) can also play an important role in their interpretations. Thus, further studies in the designated area allow reaching a new level of interpretations that gives opportunity for full disclose of the contents and explanation of the forms of European prehistoric art.