Актуальные проблемы теории и истории искусства

Вилла Сан Марко была построена на холме Варано в античном поселении Стабии, ее расцвет относится к началу-середине Ι века н.э. По типологии, это вилла маритима, предназначенная для отдыха. Дошедшая до нас в относительно неплохом состоянии, она обильно украшена, что позволяет говорить о системе декорации этой виллы.
Декорация перистильного двора разделена на три части по вертикали и представляет собой чередование закрашенных одним цветом плоскостей и изобразительных мотивов.
Две главных темы – архитектурные пейзажи, детали которых отражают реалии того времени, а также иллюзорные изображения природы за оградой, которые продолжают пространство, напоминая об отдыхе – главном предназначении виллы.
Раскопанная часть нимфея, завершающего находящийся в центре перистильного двора бассейн, украшена раскрашенными стуковыми рельефами.
Общественный характер и назначение атриума диктовало особую программу декорации этого помещения. Строгость членений цветом стены, обилие черного цвета, идиллически-сакральные темы – все настраивало посетителей на деловой тон. С другой стороны, появляется мотив города, перекликающийся с декорацией перистиля, отсылающий нас к истинному назначению виллы.
Кубикулы, частные комнаты маленького размера, украшены светлой декорацией с мотивами элементов иллюзорной архитектуры, птицами и натюрмортами. С одной стороны, это зрительно облегчает стену и визуально увеличивает объемы помещения, с другой – в частном пространстве создает атмосферу отдыха, досуга, прекрасного сада.
Появляющийся мотив игры на музыкальных инструментах в т.н. дневных комнатах вновь отсылает к смыслу пребывания на вилле в радостях и удовольствиях, а сюжеты, в которых прослеживается водная тематика и параллели декорации нимфея, свидетельствуют о единстве ансамбля виллы. Реконструируемая учеными концепция декорации т.н. «верхнего перистиля», подразумевающая связь изображенных сюжетов с циклами времен года, что очень уместно на вилле, показывает продуманность и единство ее живописного оформления.
Таким образом, рассмотрев декорацию каждого помещения, можно утверждать, что в целом она выполнена в едином ключе и служит для раскрытия посетителям смысла и сути виллы – места для отдыха, досуга. А значит, можно говорить о единстве и системе живописной декорации на вилле Сан Марко.

Villa San Marco was built on the Varano hill at ancient Stabiae. The prosperity of the villa took place at the beginning and middle of the 1st century AD. This is a so-called villa maritima, luxury villa, designed for relax. It is well conserved and is largely decorated. That permits us to speak about its system of decoration.
The decoration of the peristyle which is divided into three parts is an alternation of the surfaces painted in one color and other panels with figural painting. Two main themes are the architectural landscapes that probably represent the real architecture of that time and illusionistic painting of nature. Both are used as a prolongation of the real space of the villa and are to remind of the main function of the villa as a place of rest. The excavated part of the nimpheum that crowns the pool in the center of the peristyle was decorated with painted stucco reliefs.
The decoration of the atrium is special due to the public character and purpose of this room.
The visitors were made to feel a business tone because of the strict division of the surfaces of the walls, great amount of black color and use of idyllic and sacral themes. Here appears an image of a city that sends us back to the decoration of the peristyle reminding of the true function of the villa.
The cubiculae – small private rooms – are decorated in light colors with the elements of fantastic architecture, birds and still-lives. On the one hand, it visually lightens the walls and enlarges the space. On the other hand, it creates atmosphere of relax, leisure time and a beautiful garden.
In the so-called “diae rooms” there appears the motif of playing musical instruments which reminds us once again of the sense of staying in villa for pleasure and joy. Topics consecrated to water themes are paralleled with the decoration of the nympheum and indicate the unity of the decoration of the villa. The reconstruction of the decoration of the so-called “upper peristyle” consists of the themes connected with the seasons. Obviously it is very suitable for the context of the villa and shows a considered system of decoration.
So, having studied the decoration of each type of the rooms, it is possible to conclude that the pictorial decoration was meant to reveal the real sense of the villa to the visitors as a place for rest and relax. Therefore we can speak of the unity and the decorative system that existed at the villa San Marco.