banner2022 ru

Надгробная скульптура – особый вид древнегреческого пластического искусства. Сфера ее применения достаточно узка и специфична, хотя ее история вписывается в общую картину развития греческой художественной культуры. Погребальная традиция древних греков знает несколько основных типов надгробий, среди которых главным является рельефная стела, получившая особенно широкое распространение на территории Аттики. В
классический период в надгробных стелах разрабатывается определенный круг сюжетов, их иконография, размер и форма варьируются в зависимости от местности и специфики заказа.
Надгробные стелы претерпевают ряд существенных изменений в течение полутора столетий. В первую очередь заметна эволюция в сторону углубления рельефа, что в итоге приводит к формированию нового типа надгробия — героона (наискоса). Последний представляет собой подобие небольшого храма с содержащейся внутри круглой скульптурой, изображающей одного или нескольких умерших. Этому художественному явлению, отражающему один из аспектов нашей проблемы, уделено внимание в докладе.
Второй вопрос касается той же проблемы наличия круглой скульптуры в ансамбле надгробных памятников периода поздней классики. Однако в данном случае речь пойдет не о репрезентациях умерших, помещенных в наискос, а о скульптурах, дополняющих основное надгробное сооружение. Формирование ансамблевого оформления позднеклассических стел
фланкирующими скульптурами львов, собак, сирен, плакальщиц и прочих персонажей — анималистических, мифических или иных — проходило почти параллельно с преобразованием плоскостной стелы в трехмерный наискос.
Оба эти процесса, являющиеся частью одной общей тенденции, развивались с конца V века до н.э. вплоть до раннего эллинизма, иными словами, на протяжении всего IV века, что обусловило хронологические границы данного обзора. Главный вопрос, на который мы пытаемся ответить: как и почему в конце IV — начале V в. до н.э. надгробный рельеф преобразился в ансамбль, содержащий объемные, трехмерные скульптуры в самом пространстве надгробия и вне его? Насколько эти изменения в погребальной скульптуре были сопричастны общим художественно-культурным процессам того времени?
Нужно заметить, что существует достаточно обширный корпус специальной литературы, посвященной древнегреческим надгробиям, которые уже давно стали предметом изучения и научной интерпретации. Однако, несмотря на широкий охват тем, затронутых специалистами, ни один автор не выделяет в качестве отдельной проблемы феномен круглой скульптуры в греческих погребальных памятниках. Вместе с тем, эта проблема, на наш взгляд, представляет особый интерес для исследования.

Tomb sculpture is quite a specific kind of ancient Greek art and its scope is quite restricted, although its history coincides well sufficiently with the general tendencies of Greek art and culture.
Greek funerary tradition mainly knows several basic types of tombs, where funeral stele is practically the main and most widespread of all, being mostly popular in Attic territories. In Classical period this funerary type had its own representational rules and subjects along with the size and form, which only could vary depending on the area and peculiarities of the order. Besides, funerary steles influenced some particular changes during a century and a half. First of all, we can trace the evolution towards deepening of the relief, which finally led to formation of a new funerary type known as heroon or “naiskos”. The latter resembles a small-size temple with round sculptures placed inside the naiskos, which present one or several deceased. This artistic phenomenon is a core-subject of the report.
Another problem also touches upon round sculpture within an entire funerary context in the late Classical period. However, this concerns not the portraits of the dead put in the very naiskos, but the flanking sculptures, which supplement the main tomb, being placed on each sides of the central naiskos. The development of ensembles in Greek necropoli with the addition of lateral sculptures, representing animals or mythical characters, was simultaneous with the transformation of a funerary stele to a rounded sculptural naiskos.
Both of these processes, being parts of one tendency, developed approximately from the end of the 5th century up to the beginning of Hellenism, in other words, during the whole 4th century, which stipulate the chronological borders of this survey. The main question, which we would like to answer, is why and how was the funerary relief turned into an ensemble, containing tridimensional sculptures in and outside of a naiskos in the late 4th — early 5th century BC? How much did those changes coincide with the general artistic and cultural processes of the time?
It should be mentioned, though, that there is a massive volume of literature discussing Ancient Greek tomb steles. However, regardless the wide scope of themes touched upon by the specialists, none of them focuses on the phenomenon of round sculpture in funerary art context. At the same time, it strikes us to believe this problem to be sufficiently important and involving to a researcher.