banner2022 ru

Цель данной работы заключается в попытке выявить влияние синтаксических связей между раннехристианскими символическими образами на процесс развития их символических смыслов с помощью метода семиотического анализа. Объектом исследования является живопись катакомб Италийского полуострова и Сицилии III – первой половины IV в.
Живописи раннехристианских катакомб посвящено большое количество исследований, начиная от масштабных каталогизирующих работ Дж. Вильперта и заканчивая детальным анализом отдельных катакомб, предпринятым Ф. Бисконти, В. Тронцо, А. Ферруа. Основное внимание в работах уделяется семантике образов, их связи с раннехристианскими текстами, а также вопросам влияния античных традиций на формирование раннехристианского искусства. Между тем, рождение новых смыслов в раннехристианском искусстве происходило не только путем визуализации образов, инспирированных раннехристианскими текстами, и с помощью поиска семантических аналогий в античном искусстве, но и за счет комбинирования символических образов друг с другом. П.К. Финни, Ф. Бисконти и В. Тронцо затрагивают в своих работах композиционные особенности живописи катакомб, однако их исследования композиции направлены, в первую очередь, на непосредственное сопоставление таких особенностей в рамках раннехристианской живописи, а также на сравнение с другими позднеантичными живописными традициями. Влияние же взаиморасположения образов на формирование и раскрытие символических смыслов остается за рамками интереса исследователей.
Искусство раннехристианских катакомб III – первой половины IV в. содержит большой потенциал для исследования не только семантических, но и синтаксических особенностей генезиса раннехристианских символических образов. В искусстве доконстантиновской и ранней константиновской эпохи ограниченное количество образов, непосредственно связанных с Библией и другими раннехристианскими текстами, позволяет выявить устойчивые закономерности их сочетания в изобразительном пространстве. Вместе с тем, особенности самого пространства раннехристианских катакомб, связанные, с одной стороны, с достаточной композиционной свободой, а с другой – с большим количеством самостоятельных, с точки зрения композиции, изобразительных пространств (кубикулы, аркосолии), пред-
определили активное использование синтаксических возможностей смыслообразования.
Новизна данной работы заключается в попытке выявления композиционных особенностей живописи раннехристианских катакомб, влияющих на создание новых смыслов, с помощью метода семиотического анализа.

The aim of this study is to investigate the impact of “syntactic” connections in Early Christian catacomb painting on the development of its symbolic signification by employing the method of semiotic analysis.
A considerable amount of literature has been published on the Early Christian catacomb painting, from comprehensive studies of J. Wilpert to the detailed researches of the particular catacombs carried out by F. Bisconti, V. Tronzo, A. Ferrua. These studies are basically focused on the signification of images and their attachment to the specific Early Christian texts or subjects as well as the influence of Antique traditions on the development of Early Christian art. Meanwhile, the Early Christian literature and Antique art, though contributed a lot, were not the only factors to affect the development of meaning-making in the catacomb painting. The syntactic relationship between various images, their reciprocal juxtaposition or contraposition also affected general signification of the fresco programs elaborated for the specific thematically isolated areas such as cubicula or arcosolia.
Though P.C. Finney, F. Bisconti, V. Tronzo pay certain attention to compositional characteristics of the catacomb painting, they focus almost exclusively on the immediate comparison of such characteristics within the Early Christian painting and on comparison of the Early Christian and Greco-Roman artistic traditions. The impact of the syntactic interrelation of images on their signification does not come into view. Thus, my study attempts to address this particular gap in previous researches.
The Early Christian catacomb painting has a considerable potential for investigation of both semantic and syntactic characteristics of origins of the Early Christian images. The limited amount of the visual citations of subjects originating from the Bible and other Early Christian texts in pre-Constantine and early Constantine periods simplifies the search of sustainable compositional patterns.
Meanwhile, the relative fresco program flexibility (as compared to sarcophagi, e.g. ), on the one hand, and a vast amount of thematically isolated areas (cubicula, arcosolia, loculi), on the other hand, predetermined the intense use of syntactic instruments of developing specific program meaning.
This study attempts to investigate the impact of syntactic relations between the images as visual signs on the development of their symbolic signification.