Актуальные проблемы теории и истории искусства

Роль пейзажа в произведениях Мориса Дени трудно переоценить. Но к пейзажу как к самостоятельному жанру художник обращался не часто. Тем не менее, немногочисленные созданные им образцы жанра представляют основные стадии творчества мастера. В пейзажной живописи Дени можно выделить небольшую группу работ, посвященных античным памятникам Италии: храмы в Пестуме, строения в Сполето или Колизей в Риме.
На волне подъема интереса к классической традиции и в разгар развернувшейся в художественных и общественно-политических кругах Франции дискуссии о выборе традиции-ориентира для современного искусства Морис Дени в 1898 году совершил первую поездку в Италию и впервые воочию увидеть памятники античной архитектуры. С этого времени и на протяжении первого десятилетия XX века Дени неоднократно изображал архитектурные памятники древней Италии и включал античные строения в свои композиции.
В теоретических работах данного периода Дени все чаще касался вопроса о значении античного наследия, его уроков и заветов для современного искусства.
В таком контексте пейзажи Дени, посвященные памятникам античной архитектуры, представляют интерес не только как редкий пример этого жанра в творчестве художника. Эти произведения дают возможность проследить развитие интереса Дени к подлинной классической культуре античности, демонстрируют непосредственное восприятие художником античных памятников, позволяют проанализировать путь последующей интерпретации этих образов в его творчестве. А также эти пейзажные композиции могут быть рассмотрены в связи с появлением в первые годы XX века новых аспектов концепции классической традиции, которую художник разрабатывал в теоретических трудах. Поскольку Морис Дени принимал активное участие в дискуссии о традициях французского искусства и имел значительное влияние в художественных кругах, его идеи играли важную роль в формировании представления о классической традиции в культуре Франции.

The importance of the genre of landscape in the works of Maurice Denis could hardly be overestimated.
But the artist rarely turned to a landscape as an independent genre. However, these few examples represent the main stages of the painter’s work. Among Denis's landscape paintings a small group of works can be selected. These works are devoted to antique monuments of Italy, such as temples in Paestum, buildings in Spoleto or the Coliseum in Rome.
On the wave of interest in classical tradition in culture and at the height of the dispute about the choice of the reference point for the modern art, that took place in artistic and political circles of France, Maurice Denis made the first trip to Italy in 1898 and was able to see the monuments of ancient architecture. From this time onwards and for the first decade of the 20th century Denis represented repeatedly architectural monuments of antiquity in Italy and included antique buildings in the pictures. In theoretical works of this period Denis tended to consider the importance of ancient heritage, its lessons and precepts for the modern art.
Regarded in such context, Denis's landscapes devoted to the monuments of Greek and Roman architecture are of interest not only as a rare genre in the painting of the artist. These works provide a possibility to retrace the growth of Denis’s interest in the original classical culture of antiquity; they show his direct perception of antique monuments, give an opportunity to see the way of the subsequent interpretation of these images in his works. And also these landscapes can be considered in connection with new aspects that emerged in the first years of the 20th century in the concept of classical tradition which the artist developed in his theoretical works. Since Maurice Denis took active part in the dispute about original traditions of the French art and had influence in the artistic circles, his ideas made a considerable impact onto the concept of classical tradition in culture of France.