Актуальные проблемы теории и истории искусства

Авангард следует рассматривать как явление не хронологическое, а типологическое, связанное не столько с определенным визуальным языком, сколько с моделями художественного мышления.
Резонно говорить о наиболее ярких чертах авангардного эстетического восприятия. Например, античный мир был для прерафаэлитов одним из источников идей и художественных приемов. Интересные примеры опосредованного претворения античной мифологии
можно обнаружить у Берн-Джонса (1833-98), у Уильяма Уотерхаухса (1849 — 1917), формально не принадлежавшего к прерафаэлитам, но разделявшего их настроения, стилистику и, в частности, интерес к античным сюжетам, заимствованным из поэзии и мифологии.
Берн-Джонс писал картины циклами на сюжеты из Средневековья и Античности, представляя легенду или миф в нескольких эпизодах: «История Пигмалиона» (1869-1879), «Зловещая голова Медузы Горгоны» (1885). Его изысканные композиции всегда сложны, им присущи тщательная детализация, в них акцентуирован линейный ритм, плоскостность.
Колористическая гамма построена на лёгких, слитных, прозрачных цветах — как у древних греков (в восприятии Викторианской эпохи).
Уотерхаусу свойственно стремление преодолеть классическое представление о произведении искусства за счет расширения сферы смысла, за счет освоения мистического и включения непривычного поэтического образа в действие. По-новому сконструированное произведение отливается в форму парадокса. Открытие новых смысловых пространств и призвано было сломать стереотипы привычного сглаженного восприятия искусства. «Глас и Нимфы» (1890), «Эхо и Нарцисс» (1890), «Данаиды» (1904), «Нереида»(1895) «Пенелопа и поклонники» (1912), «Офелия» (1910) – тому подтверждение. Сюжет всегда преломляется через призму авангардной эстетики, в картине "Данаиды", например, все девушки на одно лицо, так или иначе в действие вовлечена роковая женщина, которая всегда не та, за которую себя выдает. Образ femme fatale занимал воображение художника, как и многих его современников.
Как правило, прерафаэлиты искали вдохновения в тех же образах, что и поэты. И Уотерхаус утвердил себя как романтический мистик, придающий вечным образам античности специфическую интерпретацию fin de siècle.

Should be seen as the vanguard of the phenomenon is not chronological and typological associated not so much with a certain visual language, but with models of artistic thinking.
It is reasonable to speak of the most striking features of the avant-garde aesthetic perception.
For example, the antique world was for the Pre-Raphaelites one of the sources ideas and artistic devices. Interesting examples of mediated implementation of ancient mythology can be detected in Edward Burne-Jones (1833-98), John William Waterhouse (1849 — 1917), formally belonged to the Pre-Raphaelites, but share their mood, style and, in particular, interest in the Ancient Subjects, borrowed of poetry and mythology. Burne-Jones painted cycles on subjects from middle Ages and antiquity, representing the legend or myth in several episodes of " Pygmalion “(first series) and “Pygmalion and the Image” (second series) (1869-1879), “The Death Of Medusa” 1882 “The Death of Medusa” (The Perseus Cycle ) (1888-1892) . His exquisite compositions are always difficult, they are inherent in careful detail, and they accentuate the linear rhythm, flatness. Colors built in light, continuous, transparent colors -- as the ancient Greeks (in the perception of the Victorian era).
Waterhouse demonstrates peculiar desire to overcome classical concept of a work of art by expanding the scope of meaning. The newly designed product is molded in the form of a paradox. The opening of new semantic spaces and was intended to break the stereotypes of the usual smooth perception of art. “Hylas and the Nymphs” (1890), “Echo and Narcissus” (1890), “The Danaides” (1903?) (1904), ”A Mermaid” (1895), “Penelope and suitors” (1912), “Ophelia” (1910) – proof. In ”The Danaides”, for example, all of the girls on one person, or otherwise involved in the action femme fatale, which is not always the one for which she claims to be. The image of the femme fatale occupied the imagination of the artist, like many of his contemporaries.
As a rule, the Pre-Raphaelites were looking for inspiration in the same way as the poets. And Waterhouse has established itself as a romantic mystic, giving eternal images of antiquity specific interpretation of fin de siècle.