Актуальные проблемы теории и истории искусства

В Эрмитаже хранятся фарфоровые вазы «Огонь» и «Земля» из серии «Четыре стихии» (Мейсен, XIХ в., по моделям И. И. Кендлера 1742 г.). Вазы украшены фигурами Юпитера («Огонь») и Дианы («Земля»), а также атрибутами этих богов. Особенность композиции ваз состоит в том, что обе представляют собой сочетание собственно вазы и трёхмерного скульптурного обрамления. Украшающая их круглая пластика отличается свойственной искусству барокко экспрессивностью поворотов, резкими ракурсами, обилием диагоналей,далеко отстоящими от основного объёма деталями, их асимметричным расположением. Это взаимное стирание границ прикладного искусства и пластики не только «сработало» на художественный образ, но и непосредственным образом отразилось на особенностях функционирования и состоянии сохранности ваз (например, отстоящие детали в фарфоре наиболее уязвимы).
В 2007-08 гг. вазы, сильно пострадавшие за время своего бытования и уже подвергавшиеся реставрационному вмешательству, прошли полную повторную реставрацию. Важнейшей задачей стало восполнение утрат скульптурного декора. Необходимо отметить, что реставрационный подход к произведениям из фарфора существенно отличается от такового при работе с античными вазами, в том числе, и со скульптурным декором. Что касается восполнения утрат, эти подходы в подавляющем большинстве случаев диаметрально противоположны: от полного невмешательства в образную структуру древнего памятника до максимального её воссоздания в фарфоре.
Вазы «перегружены» декором не только пластически, но и конструктивно; по этой причине пострадала сборная ваза «Огонь» – основание ножки оказалось раздавлено на части, и ещё одной важной задачей стало укрепление конструкции вазы. Пути решения подобных задач следует, напротив, признать скорее универсальными, чем зависящими от типологической принадлежности памятника.

There are two porcelain vases, “The Fire” and “The Earth”, from the “Four Elements” series (Meissen, 19th century, I. I. Kendler’s models, 1742) kept at the Hermitage. The vases are decorated by figures of Jupiter (“The Fire”) and Diana (“The Earth”), as well as by these gods’ attributes. Distinguishing feature of spatial management of the vases is a combination of a vase itself and a threedimensional sculptural frame. In-the-round sculpture figures adorning the vases are marked by expressiveness of poses, sharp angles, abundant diagonals, asymmetry, pronouncedly protruding details – traits characteristic of the art of baroque. This mutual removal of borders between decorative art and sculpture contributed to the whole artistic effect of the vases and dramatically affected their functioning and state of preservation (for example, protruding porcelain details are the most vulnerable).
Being severely damaged when functioning and already restored before, vases were fully retreated in 2007-08. Loss compensation on solid decoration proved a pivotal task. It is essential to stress that conservation approach towards porcelain items is significantly different to that towards ancient vases, including ones with sculptural decoration. As for loss compensation, these approaches are almost in every case pronouncedly opposed, ranging from non-interference with artistic structure of ancient piece to its maximally full reconstruction in porcelain.
The vases are not just visually “overcrowded”/overloaded, but over-weighted by their decoration; this is the reason why “The Fire” composed of separate details got damaged – the base of its foot split into pieces, and another important task was thus to improve its construction. It is, on the contrary, reasonable to consider questions of construction rather common than depending on the type of an item.