Актуальные проблемы теории и истории искусства

На протяжении XVI и XVII столетий эмблематические сборники пользовались огромной популярностью в Европе. Изображения и описания в эмблеме обычно не допускают достаточно определенных отождествлений, однако можно с уверенностью сказать, что их авторы работали, привлекая весьма широкий круг античных источников — письменных (греческая эпиграмматическая традиция, экфрасис) и изобразительных (резные камни, монеты, скульптура). Так, «Картины» греческого софиста Филострата Старшего, оказавшие существенное влияние на изобразительное искусство этого времени, явились источником вдохновения для многих авторов, работавших в эмблематическом жанре. В этот период едва ли не каждый фрагмент экфрасисов Филострата Старшего был преобразован в эмблему. Так, экфрасис «Эроты» следует считать литературным первоисточником для целого ряда эмблематических образов, созданных в этот период времени, в том числе эмблемы «Combat heureux» из сборника «Amorum emblemata» фламандского гуманиста Отто ван Веена (1608) и эмблемы «Quid Amor quam vera Palestra?» в сборнике «Thronus Cupidinis sive Emblemata Amatoria» (1620) Криспина ван де Пассе Старшего. Иконографический анализ сцен борьбы двух эротов, представленных на множестве гравюр и эмблемах, иллюстрирующих напечатанные в этот период книги, допускают вполне корректное определение исходного сюжета представленной сцены и его атрибуцию как филостратовского. Сцены борьбы эротов описываются как исключительно филостратовский сюжет во множестве тестов XVII столетия, таких как «Le Gemme Antiche Figurate» Леонардо Агостини (1669) или «Imagini delli Dei de gl'antichi» (1674) Винченцо Картари. Важнейшим аргументом в пользу подобной интерпретации этого изобразительного мотива являются сведения, содержащиеся в описи картин Питера Пауля Рубенса, составленной в 1640 г. после смерти художника.

In the 16th and 17th centuries Emblem books attained enormous popularity throughout Europe.
The visual image and description in the Emblems usually do not allow exact identification, but we can be sure that authors had worked using a wide range of ancient sources, both written (Greek epigrams, ekphrasis etc.) and visual (engraved gems, ancient coins, statuary etc.). Thus, “Eikones” of Philostratus the Elder, a Greek sophist, was among the most influential ancient texts of this time, and should be referred to as a chief source of inspiration for many artists who worked in the genre of Emblem. During this period each excerpt from “Eikones” was converted into an emblematic image. For example, his sixth ekphrasis entitled “Erotes” became the primary literary source for numerous Emblems including “Combat heureux” in “Amorum emblemata” (1608) by Otto van Veen, a Flemish humanist, and “Quid Amor quam vera Palestra?” in the “Thronus Cupidinis sive Emblemata Amatoria” (1620) compiled by Crispijn van de Passe the Elder. Iconographical analysis of the scenes showing two wrestling Erotes presented in lots of prints from Emblem books admits a new attribution and more precise definition of the scene's subject and its primary ancient source.
Derivation of this subject from an ekphrasis by Philostratus the Elder is recognized as such in various writings of the 17th century, Leonardo Agostini's “Le Gemme Antiche Figurate” (1669) and Vincenzo Cartari's “Imagini delli Dei de gl'antichi” (1674) among them. The strong reason supporting such interpretation of the said imagery is the inventory of the late Peter Paul Rubens’s paintings (compiled in 1640, after his death).