Актуальные проблемы теории и истории искусства

Каково отношение к античному искусству византийского? С одной стороны, очевидна преемственность второго от первого; с другой стороны, очевидно и отличие или даже отмежевание и противопоставление. Эта двойственность впервые была осознана учеными на рубеже XIX–XX веков, когда происходило выделение византийского искусства в самостоятельный предмет исследований. Поворот, который происходит в развитии средиземноморской культуры в эпоху поздней античности и раннего христианства, по-разному осмысляют в своих выдающихся трудах Н.П. Кондаков, Д.В. Айналов, А. Ригль, Й. Стржиговский, М. Дворжак.
На протяжении XX в. исследователи постоянно обращались к теме античного наследия в культуре Византии. Можно выделить три основных подхода к ней, которые продолжают развиваться и в начавшемся XXI столетии. Одни ученые (К. Вайцман, Х. Бухталь, Х. Белтинг, Й. Стржиговский, К. Манго) сосредотачиваются на поисках античных «обломков» и «цитат», на проблеме образцов и копий, особенно большое внимание уделяя периодам так называемых «ренессансов» – Македонского и Палеологовского, когда обращение к прошлому имело
программный характер. Другие ученые, стремясь акцентировать своеобразие собственно византийского искусства, сосредотачиваются на трансформации, переосмыслении античных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве как самой Византии, так и входивших в ее культурную орбиту стран (О. Демус, А. Грабар, В.Н. Лазарев, Р. Краутхаймер,
А.И. Комеч, Р. Остерхут). Третьи скорее склонны рассматривать все византийское тысячелетие как продолжение жизни античной художественной традиции, одухотворенной христианством (Э. Кицингер, О.С. Попова).
Именно такой подход наиболее близок авторам данного сообщения. В нем мы хотели бы показать на конкретных примерах, что на протяжении многих столетий своего существования византийская архитектура и изобразительное искусство продолжали стоять на унаследованной от античности основе, к которой было привито христианство. Это соединение дало новый импульс для роста и новое направление для развития все той же древней цивилизации, плодами которой мы пользуемся до сих пор.

What is the relation between the art of Classical Antiquity and that of Byzantium? On the one hand, it is evident that the latter is successor to the former. On the other hand, it is clear that the latter is different or even opposed to the former. This duality was first realized by the scholars at the turn of the 20th century, when Byzantine art was gradually set off as a field for study in its own right. The turn in the development of Mediterranean culture which took place in the Late Antique
or Early Christian period, was treated in different terms by such prominent scholars as Nikodim Kondakov, Dmitry Ainalov, Alois Riegl, Josef Strzygowski, Max Dvořák. During the 20th century the scholars constantly addressed the problem of the heritage of Classical Antiquity in Byzantine culture. We can discern three major approaches, which continue to develop nowadays. Some scholars (Kurt Weitzmann, Hugo Buchthal, Hans Belting, Josef Strzygowski,
Cyril Mango) were primarily concerned with the search for antique spolia or quotations, models and copies. The greatest attention was paid to the periods of the so-called renaissances, Macedonian and Paleologan, when the appeal to the past had a programmatic character. Scholars such as Otto Demus, André Grabar, Viktor Lazarev, Richard Krautheimer, Alexei Komech, Robert Ousterhout) and others, put forward the peculiarity of Byzantine culture. They concentrated on
transformation and rethinking of classical traditions in the art and architecture of Byzantium and the ‘Byzantine Commonwealth’. Other scholars, such as Ernst Kitzinger, Olga Popova were more inclined to view the whole Byzantine millennium as the continuation of the classical tradition spiritualized
by Christianity.
It is the latter approach that we adhere to. In the present paper we would like to show on specific examples that throughout centuries Byzantine art and architecture stood fast on the base inherited from Antiquity upon which Christianity was engrafted. The union gave for this ancient civilization the new impulse for growth and the new direction for development still bearing fruit nowadays.