Актуальные проблемы теории и истории искусства

На протяжении XVI-XVII столетий образ правителя претерпевает значительные изменения. В XVI веке Испания испытывает большое влияние итальянской культуры. Широкое распространение получают подражания античности, прежде всего, древнегреческой классике и искусству Древнего Рима эпохи империи. В образах подчёркивается героическое начало. Правитель изображается в виде античного героя. Он уподобляется древнеримскому императору. Скульпторы акцентируют внимание на физической силе, военной доблести героя, принимающих иногда преувеличенные формы. В качестве примера можно, в частности, привести работы Леоне Леони «Карл V, усмиряющий Ярость» (1551-1564, Мадрид, Прадо), «Филипп II» (1551-1568, Мадрид, Прадо) и камею с изображением триумфа Филиппа II работы Доменико Романо (середина XVI в., Флоренция, Музей Серебра).
Итальянские мастера продолжают получать важные королевские заказы и в XVII веке, доказательством чему стала работа Пьетро Такка по созданию конного памятника Филиппу IV (1640, Мадрид, Пласа ди Ориенте), демонстрирующего уже барочные черты.
Во второй половине XVII столетия мастера нередко обращаются к темам, связанным с героическим прошлым Испании. При этом в качестве ведущих мастеров, исполняющих произведения на подобные сюжеты, выдвигаются испанские скульпторы. Всё большее значение придаётся подчёркиванию высокого социального статуса изображённого и его благочестию.
Как, например, это характерно для образов Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского (ок. 1676, Гранада, городской собор; Малага, городской собор). Создавая образ короля-воина, скульптор XVII в. демонстрирует его могущество и величие, прежде всего, с помощью атрибутов власти, акцентирует внимание на богатстве его одеяния и изяществе его облика. Подобные черты можно видеть в образе святого Фернандо III работы Педро Ролдана (1671, Севилья, городской собор).

There are significant changes in the images of Spanish kings in the sculpture of the 17th century compared to the images of the 16th century. In the 16th century Spain had a very strong influence of Italian culture. Imitations of antiquity, especially of the art of Greek classical period and Roman Imperial period became very popular. Masters stressed heroic elements in their characters. The king is portrayed as an antique hero. He looks very much similar with Roman emperor. Sculptures point out physical strength, courage of their heroes, which can take exaggerating forms. It can be seen in works of Leone Leoni “Charles V and the Fury” (1551-1564, Madrid, Prado), “Philip II” (1551-1568, Madrid, Prado) and cameo depicting triumph of Philip II of Spain by Domenico Romano (mid 16th century, Florence, Museo degli Argenti).Italian masters also received important commissions in the 17th century. For example, Pietro Tacca created the baroque equestrian monument of Philip IV (1640, Madrid, Plaza de Oriente).
In the second half of the 17th century sculptors often created images connected with heroic past of Spain. In the same time the most important masters who appealed to such themes were Spanish sculptors. They stressed a high social status and piety of their characters. It is true to the images of Isabella of Castile and Ferdinand of Aragon (c. 1676, Granada, cathedral; Malaga, cathedral).
In the images of kings-warriors sculptors of the 17th century demonstrated their power and greatness using the attributes. They focused on the wealth of their garment and grace of their appearance. We can see this in the image of Fernando III by Pedro Roldan (1671, Seville, cathedral).