Актуальные проблемы теории и истории искусства

Дорический ордер — один из вариантов греческой, или классической, ордерной системы. Отличается монументальной величественностью форм и вместе с тем простотой и лаконичностью пропорций, сдержанностью в декоративном оформлении. Интересно, что, несмотря на простоту и чёткость формы дорической колонны, её пропорции испытывали
гораздо большие изменения, чем триглифо-метопный фриз. Такая устойчивость специфической формы фриза не может не вызывать удивления, учитывая тот факт, что с того момента, когда мы встречаем первые дорические сооружения, триглифы и метопы не имеют
конструктивной нагрузки. Постоянство формы фриза связано, видимо, с устойчивостью, точнее даже с консервативностью традиции. Понять причины такой приверженности к сохранению форм довольно сложно, поскольку они тесно связаны с проблемой происхождения и становления дорического ордера.
Развитие и становление дорического ордера — это сложный процесс, на который оказывало воздействие большое количество факторов: значение материала, сакральной сферы, конструктивных особенностей древних построек, архитектурных традиций или попыток древних зодчих найти новые способы художественного воздействия.
Решение задачи при столь большом количестве неизвестных характеризуется широким спектром мнений. Изменения научных взглядов в ходе решения этого вопроса отражают изменения в подходах археологической и исторической науки, вызванной сменой научных
парадигм или появлением новых взглядов на имеющиеся источники.
Археологические исследования сооружений VII в. до н.э. на территории древней Коринфии (Rhodes Robin F. Early Corinthian Architecture and the Origins of the Doric Order // American Journal of Archaeology. Vol. 91, №. 3 (Jul.). 1987. P. 477–480) и пересмотр интерпретации археологических материалов других древнейших ордерных построек, например, сооружений в Фермосе (Barletta B.A. The Origins of the Greek Architectural Orders. Cambridge,
2001. P. 32–38), заставляют взглянуть на становление дорического ордера под другим углом.
Становление дорического ордера, скорее всего, не было длительным многоступенчатым эволюционным процессом. Имеющиеся данные показывают, что выбор материала и объёмно-пространственного решения связан скорее с местными традициями или доступностью
сырья, чем с развитием строительных технологий.
На основе находок на территории Коринфа, возможно предположить, что появление дорических сооружений было индивидуальным явлением, возможно даже своеобразным «изобретением», поддержанным небольшой группой архитекторов, произошедшим где-то
в середине VII в. до н.э. в этом регионе. Появление дорического ордера могло быть катализировано изменением конструкции кровли, связанной с изобретением керамической черепицы. Специфика формы дорических архитектурных элементов, видимо стала результатом
переосмысления сложившихся к тому времени из обрядово-культовой практики декоративных элементов.

The Doric order is a variant of Ancient Greek or Classical architectural order system. It is characterized with monumental grandeur of forms and at the same time by the simplicity and laconicism of proportions, restraint in decorative registration. It is interesting that, despite simplicity and clearness of form of the Doric column, its proportion experienced stronger changes, than
triglyph and metope frieze. Such stability of the specific form of the frieze can't be but surprising taking into consideration the fact that in the first Doric constructions, triglyphs and metopes were
of no constructive significance. Constant form of the frieze is probably connected with stability, and — more precisely — even with conservative tradition. To understand the reasons for such commitment to preserve forms is quite difficult as they are closely connected with a problem of an origin and formation of the Doric order.
Development and formation of the Doric order was a complicated process influenced by a large number of factors: value of a material, the sacral sphere, design of ancient constructions, architectural tradition or attempts of ancient architects to find new ways of producing artistic impression.
Solution of the task is difficult when uncertainties are numerous, and the attempt to solve the problem is thus characterized by a wide range of opinions caused by archaeological and historical approaches and changes in scholarly paradigm or new interpretations of sources.
Archeological research of the 7th -century BC constructions in the territory of ancient Corinth (Rhodes Robin F. Early Corinthian Architecture and the Origins of the Doric Order // American Journal of Archaeology. Vol. 91, №. 3 (Jul.). 1987. P. 477–480) and reconsideration of archaeological materials from other order constructions of the earliest time, like, for instance, those of Thermos
(Barletta B.A. The Origins of the Greek Architectural Orders. Cambridge, 2001.P. 32–38), make us look at the problem of Dorica’s formation at a different angle.
It is likely that formation of the Doric order was not a long multistage evolutionary process.
Available facts show that the choice of material, and the volume and spatial idea of a construction were connected rather with local tradition or availability of raw material than with the development of building technologies.
On the basis of finds in the territory of Corinth, it is possible to assume that emergence of Doric constructions was an individual phenomenon. It was even possible to be a peculiar “invention”
supported by a small group of architects, just an event that took place in the region somewhere
in the mid-7th century BC. Emergence of the Doric order could be catalyzed by changes in construction of the roof due to the invention of ceramic tile. Specificity of form in Doric architectural elements probably resulted from reconsideration of the decorative elements, which had by then developed from ceremonial and cult practice.