Актуальные проблемы теории и истории искусства

Ниши для Святых Даров – мало распространенная в искусстве Средних Веков типология. Подобные ниши, предназначенные для хранения в них литургических хлеба и вина, появляются в конце XII века и чаще всего находятся на территории Священной Римской Империи. Обычно это небольшая ниша, находящаяся в стене в северо-западной части
церкви, украшенная рельефом, изображающим либо башнеобразное завершение, либо сцены из Страстного Цикла. Однако в XIV веке во Франконии (Бавария), появляются две ниши, сильно отличающиеся и от предыдущих, и от последующих. Эти две ниши, созданные
в 1374 и 1390-х гг. соответственно, находятся в церкви Cв. Себальда в Нюрнберге и церкви Св. Якова в Ротенбурге-на-Таубере.
И архитектурные, и иконографические мотивы, часто встречавшиеся до этого, находят здесь достаточно неожиданное развитие. Если раньше ориентация ниш на реальную архитектуру носила скорее символический характер и сводилась, в первую очередь, к стремлению придать им сходство с башней, то рассматриваемые памятники достаточно точно, особенно в Нюрнберге, изображают церковную архитектуру. Это позволяет сравнивать
ниши с реальными памятниками архитектуры и с архитектурными рисунками того времени, с одной стороны, и с предметами декоративно-прикладного искусства того же периода – с другой, выявляя особенности перехода архитектурных форм в средние и малые формы изобразительного искусства.
На нишах появляются различные изображения: они, сохраняя свойственные типологии отсылки к Страстям Христовым, гораздо подробнее раскрывают эту тему, не ограничиваясь одним-двумя изображениями. Сюжеты складываются в сложную программу, тесно связанную с усилившимся в это время почитанием Святых Даров и праздником Тела Христова (так, в Нюрнберге процессии с выносом Святых Даров проводились каждый четверг).
Сцены, встречавшиеся на нишах до этого времени, были скорее символическими (Муж Скорби, Плат Вероники), в то время как в Нюрнберге и Ротенбурге показаны конкретные события из истории жизни Христа, связанные с Распятием и Воскресением и с учением о Теле и Крови Христовых. Необходимо отметить, что иконографические программы ниш
сходны, но не одинаковы, в них имеются важные различия (отсутствие сцены Страшного суда в Ротенбурге, но наличие там же сцены Благовещения, или же возникновение эсхатологического мотива в Нюрнберге), что делает особенно интересным их сравнение.
После двух рассматриваемых памятников, появившихся почти одновременно в одном регионе (в это время имевшем тесные художественные связи с Прагой, о чем речь в докладе пойдет отдельно), аналогичные способы оформления ниш для Святых Даров не встре-
чаются, отдельные мотивы присутствуют в поздних памятниках, но программа в целом, как и архитектурный декор, больше не воспроизводятся, за исключением случая из Бамберга (церковь Девы Марии, ок. 1430 г.). Уже с XV века Святые Дары помещают в большие отдельно стоящие дарохранительницы, которые из-за своих конструктивных особенностей не
могли иметь ни подобной программы, ни сходства с реальной архитектурой.

Sacrament niches were not a widespread type in medieval art. They appeared in the late 12th century, and may be found mostly within the limits of the Holy Roman Empire. Small niche (circa 70 cm long) is usually placed in the north-western part of the choir. It was traditionally decorated with reliefs, representing either tower-shaped top or a scene from the Passions Cycle. But in
the 14th century in Franconia (Bayern) two niches appeared, noticeably distinguished from the ones that came before and the ones that would follow. The first niche is situated in St. Sebaldus church in Nuremberg (1374), the second one in St. Jacob church in Rothenburg-ob-der-Tauber (1390s).
Both architectural and iconographical motives that were often seen before got unexpected development in these niches. Though earlier the Sacrament niches represented architecture rather symbolically, tending to resolve themselves primarily to resemblance with a tower, the niches in question represent “real architecture” quite precisely, especially in Nuremberg. This gives an opportunity
to compare them with real architectural monuments and drawings of this period.
Images that appeared on the niches remained connected to the Passion Сycle, but here they explore the subject more deeply, not limiting themselves to one or two images. The images on the niches form a complex program, which refers to the increased adoration of the Host and with the Feast of the Corpus Christi. Images of the niche from Nuremberg also receive an eschatological meaning.
Scenes which previously were depicted in the niches had a symbolical meaning mostly (Man of Sorrows, Veil of Veronica), while here Gospel scenes from the life of Christ appear. It is also worth noticing that iconographical programs in St. Sebaldus and St. Jacob niches are similar, but they have some important differences. Therefore, it would be quite interesting to compare these
two samples.
After these two niches, which appeared almost simultaneously in the same region, there were no examples of Sacrament niches with comparable decoration. Even though single images and parts of architectural design decorate the later niches, the program and architecture in whole is not reproduced, except for one niche from Bamberg (Our Lady church, circa 1430). And in the 15th c. the Holy Sacrament is mostly hosted in a free-standing repository.