banner2022 ru

Росписи галереи Франциска І во дворце Фонтенбло, в большинстве своем принадлежащие кисти Россо Фьорентино, свидетельствуя о становлении ренессансного искусства во Франции, являются также ярким проявлением укрепления власти короля и становления абсолютизма. Живописная композиция галереи, состоящая из четырнадцати фресок на античные сюжеты, представляет значительный интерес для специалистов, работающих над интерпретацией неоднозначных аллегорических образов (А.Зернер, Демидова М.).
Влияние Итальянского Возрождения и становление новой системы власти нашли свое отображение во фресках галереи, обрамляемых деревянными панелями с изображениями эмблемы короля – пылающей в огне саламандры, сопровождаемой девизом: «Питаю и угашаю» («Nutrisco et extinguo»).
Представленные фрески можно условно разделить на две категории. В первой мы усматриваем новую гуманистическую программу Возрождения («Битва лапифов с кентаврами»,«Воспитание Ахилла», «Венера, наставляющая Амура»).
Вторая группа фресок, ставшая предметом нашего исследования, затрагивает политические темы и раскрывает идею сильной государственной власти («Единение государства»,«Изгнание невежества»). В представленных фресках, несмотря на завуалированность прямого смысла под античными образами, звучит тема мужества и доблести «короля-рыцаря», восхваление его как мецената и покровителя искусств. Фреска «Единение государства» отличается от всех других еще и тем, что ее главным персонажем является сам Франциск І.
Здесь Россо отходит от использования аллегории и помещает короля в центр изображенного пространства, акцентируя на нем максимальное внимание. Доминирующей идеей работы является единство государства, скрепляющим элементом которого и есть власть монарха.
Таким образом, росписи в галерее Франциска І, являясь своеобразным инструментом пропаганды абсолютизма, транслируют мысль о взаимосвязи сильной власти короля с интенсификацией процесса формирования национального государства.

Wall paintings, which mostly belong to the brush of Rosso Fiorentino, at the gallery of Francis I in the palace of Fontainebleau, are not only the evidence of the formation of Renaissance art in France, but moreover, a clear proof of strengthening of the king power and the establishment of absolutism. Pictorial composition of the gallery contains fourteen frescoes on ancient subjects, and it represents a significant interest for specialists (H.Zerner, M. Demidova) working on the interpretation of the ambiguous allegorical images.
Influence of the Italian Renaissance and the formation of a new system of government found their reflection in the frescoes, that are framed by wooden panels with the emblem of the king – salamander glowing in fire, with motto: "Feed and Quench" (Nutrisco et extinguo).
Frescoes, presented at the gallery, can be divided into two categories. In the first one we can see a new humanistic Renaissance program ("The Battle of the Centaurs and Lapiths", "Education of Achilles", "Venus tutoring Cupid").
The second group of frescoes, which became the subject of our research, relates to political topics and reveals the idea of strong government ("Unity of the state", "Exile of ignorance").
In the presented frescoes, under the ancient imagery, can be seen the theme of courage and valor of "king-knight", the glorification him as a Maecenas and patron of the arts. The fresco "Unity of the state" differs from the others by the fact that its main character is Francis I himself. Here, Rosso renounced the use of allegory and put the king in the center of depicted space, focusing the maximum attention on him. The unity of the state with the power of the monarch as its binding element became the dominant idea of the painting.
Thus, the paintings in the gallery of Francis I, as a kind of propaganda tool of absolutism, suggests that the strong power of the king is correlated with the intensive process of the formation of the nation state.