Актуальные проблемы теории и истории искусства

Архитектурные формы античной эпохи периодически возрождались в средневековых монументальных постройках, особенно в периоды так называемых «ренессансов», имевших место как на Западе, так и на Востоке. Заимствование и интерпретация формы – тема известная и многократно исследованная.
Значительно сложнее нащупать обращение средневековых мастеров к принципам античного зодчества, которые организуют композицию и формы. Еще более интересным может оказаться попытка проследить за интерпретацией таких принципов, их преобразованием.
Попробую проследить за такими заимствованиями и преобразованиями в области структурирования фасадов и, в конечном счете, вновь ответить на вопрос: существовал ли ордер в средневековой архитектуре?
Оформление фасадов пилястрами и колоннами, напоминающими ордерную колоннаду, присутствовало на редких восточнохристианских храмах, а ордерная аркада в сочетании с зигзагообразным карнизом воплощалась на барабанах куполов армянских церквей первой половины VII в.
Начиная с середины этого столетия в Армении появляется новый тип оформления фасадов аркатурой, которая до тех пор активно применялась в позднеримских и ранневизантийских предметах прикладного искусства, миниатюрах, малых архитектурных формах.
На армянских храмах анийской школы X–XI вв. аркатура начинает играть более активную роль, и одновременно приобретает новое качество в грузинских храмах. К концу XI в. аркатурное оформление появляется на соборах Италии и вскоре распространяется в западноевропейской романике, с мастерами которой, как предполагается, проникает в древнерусское зодчество. На Руси оно воплощается в нескольких вариациях, здесь же создается вариация фасадного оформления, которая заставляет говорить о возрождении аркатурного ордера.
В докладе выдвигается оценка аркатуры на средневековых храмах, как своеобразного ордера. Его формы весьма относительно коренятся в классическом античном зодчестве. Однако принцип мерного ритмичного структурирования фасадов аркатурой является античным по своей природе. Его возрождение в разных концах христианского мира происходило
при обращении к разным традициям древней дохристианской архитектуры, отчасти независимо друг от друга в разных регионах.
Так или иначе, и в Армении VII, а потом X–XI вв., и в Италии XI–XII вв. создание нового, «средневекового» ордера было связано с комплексным обращением к античной культуре, являлось составной частью этого явления. Воплощения ордерных систем на стенах древнерусских храмов не могло быть простым привнесением форм прибывшими западными
мастерами и, кажется, предопределялось заказом, связанным с распространением антикизированной средневековой культуры.

The architectural forms of the classical antiquity era regularly were revived in medieval monumental edifices, especially in the times of so called “renaissances”, which occurred both in the West and in the Orient. Adoption and interpretation of the shapes is well-known and frequently investigated topic.
It is more difficult to find the cases when medieval masters addressed to the principles of classical architecture, which organizes composition and shape. Much more interesting could be the attempt to identify the interpretation of that principles and their transformation.
I will follow the adoption and transformation of façade’s structure and, finally, answer the question: whether there was an order in the medieval architecture?
The design of façades by pilasters and columns attended in the rare Eastern-Christian churches, and an order arcade with zigzag cornice had been created on the tholobates of Armenian churches of the first half of the 7th century.
Since the middle of the 7th century in Armenia had appeared the new type of façade design. It was the blind arcade, which was used in Late-Roman and Early-Byzantine applied art, manuscripts and small architectural forms.
The blind arcade began to play more active role in the Ani school Armenian churches of the 10th-11th centuries; at the same time, it acquired a new quality in Georgian churches. From the end of the 11th century the blind arcade design had appeared on the Italian cathedrals, and soon it spread in West-European Romanesque architecture. It is assumed that Romanesque masters brought blind
arcade design in the Old-Russian architecture where it was interpreted in several variations, including the façade design, which make possible to talk about the renaissance of the order arcade.
The evaluation of the blind arcade on the medieval churches as an original order is extended in this report. The shapes of this order very relatively rooted in the architecture of the classical antiquity.
However, the principle of façade rhythmical structure by blind arcade is antique in itself.
Its revival in the different ends of the Christian world took place due to the local traditions of the ancient pre-Christian architecture, often independently from each other regions.
Anyway, the creation of a new “medieval” order was related with comprehensive address to the antique culture, both in the Armenia of the 7th and 10th–11th centuries and in Italy of the 11th–12th centuries. Order system’s creation on the walls of the old-Russian churches couldn’t be a simple introduction of these shapes by newly arrived western masters. It seems predetermined by the custom,
which was related with the spread of the antiquisant medieval culture.