Ковбасюк Стефания Андреевна
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина
В данном докладе нам бы хотелось остановиться на особенностях репрезентации шарлатанства в нидерландском искусстве эпохи Северного Ренессанса. Обман в различных его проявлениях (от искушений святых обманными видениями до вполне повседневного самообмана) занимал значительное место в визуальной культуре конца XV – XVI в. Если основы иконографии обмана в нидерландском искусстве были заложены Иеронимом Босхом (ок.1450–1516), то впоследствии она дополнялась и изменялась как в картинах его подражателей и последователей (Я. Мандейна, Я. Велленса де Кока,), так и в творчестве такого самобытного художника как П. Брейгель Старший (1520/25–1569).
Шарлатанство как один из подвидов обмана также неоднократно получало свою визуальную интерпретацию в творчестве вышеупомянутых мастеров. Однако на данный момент специального исследования, посвященного становлению и анализу ренессансной иконографии шарлатанства в искусстве нидерландских мастеров нет, хотя, как кажется, подобная работа могла бы дополнить и расширить наши познания в области представлений и практик общества эпохи раннего Нового времени. Отдельные аспекты, касающиеся иконографии шарлатанства в творчестве И. Босха и П. Брейгеля Старшего были затронуты в работах П. Ванденбрука, Й. Кольдевея, Б. Верме, Ж.-К. Маржолена и К. Геньебэ.
Основное внимание в нашем исследовании фокусируется на рассмотрении путей сложения и развития иконографии шарлатанства в нидерландском искусстве указанного периода; выявлении античных реминисценций в ренессансных образах шарлатанов;раскрытии значения гендерного аспекта в репрезентациях шарлатанства; определении социального и религиозного контекста функционирования визуальных воплощений шарлатанства в Нидерландах XVI в.
Было установлено, что мотивы шарлатанства в работах северных мастеров отображали как реальные практики обмана, бытовавшие в нидерландском обществе XVI в., так и определенные «привычки сознания» городской элиты. Значительную роль в формировании иконографии шарлатанства сыграл как факт знакомства художников с популярной в тот период античной литературой (в частности с произведениями Аристофана и Лукиана), так и с сочинениями гуманистов, ставших, по сути, нарративным ориентиром визуализации. Визуальные источники иконографии обмана были не менее разнообразны, нежели нарративные:книжная миниатюра, декоративно-прикладное искусство и позднесредневековые карты таро, давшие необычно широкую палитру новых сюжетов и нюансов для визуализации такого явления как шарлатанство.
In this review we aspire to explore the peculiar ways of depiction of “Quackery” explicitly traceable in the Netherlandish art of the Northern Renaissance period. Deceit in its various manifestations (starting from Saints being temped by bogus dreams to casual self-deception) played a prominent role in the visual culture of late 15th – 16th cc. The first edition of iconographic rules governing depiction of deceit was set forth by Hieronymus Bosch (c.1450–1516). Later on the works of his imitators and followers (e.g. Jan Mandijn, Jan Wellens de Cock) as well as the masterpieces of such an original artist as Pieter Bruegel the Elder (1520/25–1569) have contributed greatly to append and amend that basic set of rules.
Being one of the forms of deceit quackery often found visual representation in the works of the aforesaid artists. However, for the time being the historiography has been still lacking a targeted research into the inception and essence of the Renaissance iconography techniques applied to quackery in the works of the Netherlandish masters. Such research might have expanded our knowledge
and added colour to our perception of the views and habits cultivated by the society in the early modern times. Only some aspects of iconographic techniques applied to quackery in the works by H. Bosch and P. Bruegel the Elder have been tangentially covered in studies by P. Vandenbroek,
J. Koldewij, B. Vermet, J.-C. Margolin and C. Gaignebet.
The primary goals of our research are as follows:
• Discovery of inception and development paths covered by the iconography of quackery present
in the Netherlandish art of that period;
• Detection of classical allusions in the Renaissance images of quacks;
• Exploration of gender implications in depictions of quackery;
• Identification of social and religious background influencing the visual portrayal of quackery in the Netherlands in 16th c.
It has been discovered that quackery issues raised in the works of the North European artists exposed both real cases of fraud widely spread in the Netherlandish society of 16th c. as well as certain “mental habits” of city elite. Development of iconography of quackery was greatly influenced by the popular classic literature (in particular, works by Aristophanes and Lucian) circulating among artists and manifestos of Humanists providing, in fact, a narrative guidance for portrayal.
Diversity of visual sources of iconography of deceit was comparable to narrative ones: miniatures in books, arts and crafts, as well as Tarot cards, which emerged in late Middle Ages, provided a remarkable arsenal of new topics and innuendos for depiction of such phenomenon as “Quackery”.