banner2022 ru

Интерес мастеров раннепалеологовсокой эпохи к античному наследию наглядно проявился в орнаментах, украшающих монументальные мозаичные ансамбли Кахрие джами (1316–1321) и Фетхие джами (ок. 1315) в Константинополе и церковь Свв. Апостолов в Фессалонике (1312–1315). Орнаментальные вставки, обрамляющие фигуративные изображения
и заполняющие цезуры между ними, являют разнообразие мотивов, ряд которых имеет античные истоки. В частности, к таким мотивам относится воспроизведенный во всех трех памятниках орнамент «бегущая волна», встречающийся уже в галечных мозаиках Пеллы и Эретрии (например, на изображении Фетиды верхом на гиппокампе из Эретрии, IV в. до
н.э.). В Кахрие джами обильно применяется традиционный для античных произведений искусства меандр.
Другие орнаментальные мотивы, напрямую не копирующие античные образцы, демонстрируют пример переосмысления их декоративных принципов. Так, пышные флоральные обрамления отсылают к бордюрам античных напольных мозаик, основу которых составляли
растительные гирлянды (например, бордюр мозаики из триклиния дома Фавна в Помпеях, конец II в. до н.э.).
Интересен использованный в Кахрие джами и Фетхие джами прием размещения образов святых в медальонах, обрамленных стилизованными растительными побегами. В нем проявляется явное сходство с мотивом «населенной лозы», широко распространенным в
позднеантичный и раннехристианский период. Примером использования этого мотива в эпоху поздней античности может служить мозаика с изображением Нептуна и аллегорий четырех сезонов из Шеббы (середина II в. н.э. , ныне – в музее Бардо, Тунис). В измененном виде он находит применение в мозаиках Мавзолея Галлы Плацидии (вторая четверть V в.)
и Баптистерия Православных (середина V в.) в Равенне. В константинопольских памятниках палеологовского Ренессанса происходит переосмысление этого древнего мотива с использованием новых средств художественной выразительности.

The interest that masters of the Early Palaeologan Period had for antique heritage resulted in ornamental patterns used in monumental mosaic ensembles of the Kariye Camii (1316–1321) and the Fethiye Camii (c. 1315) in Constantinople, as well as the Church of the Holy Apostles in Thessaloniki (1312–1315). A variety of motifs is represented by ornamental insets framing depicted figures
and filling in negative the space between them. Some of these motifs originate from Antiquity.
In particular, they include Vitruvian wave pattern reproduced in these three monuments. The pattern was already used in pebble mosaics of Pella and Eretria (e.g. depiction of Thetis riding the hippocampus, Eretria, 4th century B.C. ). Moreover, the Kariye Camii is richly decorated with meander,
traditional for antique art.
Other ornamental motifs demonstrate revised principles of ornamentation, although they do not copy the antique patterns precisely. Thus, rich floral framings allude to borders of antique floor mosaics with festoons as a basic pattern (e.g. a border of the mosaic in the triclinium of the House of the Faun, Pompeii, late 2nd century B.C. ).
The Kariye Camii and the Fethiye Camii arouse interest by their medallions with saints in a frame of stylized plant ornament. It strongly resembles the inhabited vine motif, widespread during the epochs of Late Antiquity and Early Christianity. A mosaic depicting Neptune and allegories of the Four Seasons from Chebba (middle of the 2nd century A.D. , now in the collection of the National
Bardo Museum, Tunisia) is an example of this motif applied during Late Antiquity. Modified, it was used in the mosaics of Mausoleum of Galla Placidia (second quarter of the 5th century) and the Baptistry of Neon (middle of the 5th century) in Ravenna. Constantinople monuments of the Palaeologan Renaissance illustrate how this ancient motif was revised with use of new artistic devices.