Актуальные проблемы теории и истории искусства

Пейзажи с изображением пожаров или катастроф были широко распространены в западноевропейском искусстве XVI века. Свое начало они берут в творчестве Иеронима Босха, который для воспроизведения Ада использовал образ горящего города. В Италии этот образ
связывался с конкретным историческим или мифологическим событием. Чаще всего изображались пожары Рима, Коринфа и Трои.
Представляется, что популярность подобных произведений была обусловлена, прежде всего, тремя факторами. Во-первых, значительное влияние оказала историческая ситуация в Европе XVI века: осады и разграбления больших городов происходили во время многочисленных войн как в Италии (Рим и Флоренция), так и в Северной Европе (Антверпен).
Во-вторых, неисчерпаемым источником подобного рода сюжетов служила классическая литература. Красочные описания катастроф в произведениях греческих и римских историков и поэтов (в первую очередь Гомера и Вергилия) легли в основу живописных и графических работ ренессансных мастеров.
В-третьих, мы полагаем, что в рамках данной темы могли получить новое воплощение такие понятия, как «варьета» (разнообразие) и «террибилита» (ужасающая сила), связанные со священными для XVI века именами Леонардо и Микеланджело. Речь, конечно, идет о дальних отзвуках этих понятий, ибо, и варьета Леонардо, имевшая как эстетическую, так и
научную основу, так и террибилита Микеланджело, связанная, прежде всего, с духовным началом в человеке, эволюционировали в сторону внешней декоративности и театральных эффектов. Важное значение сюжетам с изображением огня и ночи придавали такие писатели как Бальдассаре Кастильоне, Кристофоро Сорте, Джанпаоло Ломаццо, Джанбаттиста Арменини.
Доклад имеет своей целью проследить появление и развитие такого рода произведений, а также рассмотреть иконографию античных городов, в них изображаемых.

Landscapes depicting fires or accidents were common in Western European art of the 16th century.
It derives from the works of Hieronymus Bosch who used the image of burning city for representation
of Hell. In Italy this image is linked to a specific historical or mythological event. Most often painters depicted the burning of Rome, Corinth and Troy.
In our opinion the popularity of such subjects was due to the two reasons. Firstly, it was significantly influenced by the historical situation in Europe of the 16th century: siege and looting of large cities occurred during numerous wars in Italy (Rome and Florence) and in Northern Europe (Antwerp). Secondly, an inexhaustible source of this kind of plot was a classic literature. Colorful descriptions of disasters in the works of Greek and Roman historians and poets (especially Homer and Virgil) formed the basis of paintings and graphic works of the Renaissance masters.
Third, within the framework of the topic could be embodied concepts such as "variety" (diversity) and "terribilita" (terrifying force) associated with the sacred to the 16th century the names of Leonardo and Michelangelo. This, of course, is a distant echo of these concepts, for and Leonardo’s variety, which had both aesthetic and scientific basis, and Michelangelo’s terribilita, associated
primarily with the spiritual principle in man, have evolved in the direction of the external decorative and theatrical effects. Subjects with fire and the night were given importance by writers such as Baldassare Castiglione, Cristoforo Sorte, Gianpaolo Lomazzo and Gianbattista Armenini.
Report aims to trace the emergence and development of this kind of paintings, as well as to consider the iconography of ancient cities, they depicted.