banner2022 ru

Цивилизация Ренессанса традиционно характеризуется двумя неразрывно связанными принципами: «открытие мира и человека» и «возрождение античности». Действительно, образы классической древности неизменно сопровождали человека, ставшего центром новой картины мироздания. Однако стремление к актуализации бытия человеческой личности по-
средством приложения различных категорий античной культуры имело разные проявления.
Так, в ренессансной Ферраре, в отличие от многих центров Возрождения не имевшей античного прошлого, целенаправленное культивирование классической культуры на базе местных куртуазных традиций преследовало конкретную цель – укрепление династического и личного престижа правителей д’Эсте. Тираническое господство феррарских маркизов и
герцогов находило своё обоснование в развитом «государственном мифе», соединившем в себе сюжеты рыцарских легенд и древнегреческого эпоса. Личные амбиции синьоров Феррары реализовывались в смелых художественных проектах, каждый из которых воплощал идеализированный образ заказчика. Несмотря на ориентированность феррарского двора
на позднесредневековую модель культуры, появление изобразительных классических мотивов или сюжетов античной мифологии почти во всех жанрах придворного искусства – от дворцовых монументальных декораций до книжной миниатюры – имело свои вполне определённые предпосылки. Изначально классицизированный жанр придворного портрета, так
популярный в Ферраре, в данном контексте может рассматриваться в качестве лишь одного
из способов воплощения желаемого образа правителя.
Цель настоящего доклада – определение программной роли классической традиции в формировании идеологии образа синьора в Ферраре XV – начала XVI века. На примере ряда памятников, созданных во время правления первых правителей ренессансной Феррары –Леонелло, Борсо и Эрколе I д’Эсте – мы также проследим, как оформлялось и изменялось восприятие античности при феррарском дворе.

The Renaissance civilization is generally characterized by two main principles: "discovery of the world and of man" and "revival of antiquity". Indeed, the images of classical antiquity always accompanied the man who became a new center of the universe. But the desire to actualize existence of the human person by applying various categories of ancient culture had different manifestations. In Ferrara, in contrast to many other Renaissance centers there were no traces of the antique past, but the rulers of the Este family intentionally cultivated classical culture with a specific goal to consolidate their dynastic and personal prestige. Tyrannical power of the marquises and the dukes of Ferrara found its validation in the developed "state mythology", which combined medieval chivalric legends and Ancient Greek epic poems. Personal ambitions of the lords of Ferrara were realized in various artistic projects, each of which embodied an idealized image of the customer. Despite the focus on late medieval court culture, the appearance of figurative classical motifs or scenes from ancient mythology in almost all genres of court art – from the monumental decorations to the book miniatures – had its definite reasons. So, the Early Renaissance profile portraits that were very popular in Ferrara, in this context can be considered only as one of types of the desired image of the ruler.
The purpose of this paper is to define the programmatic role of the classical tradition in the state ideology of 15th- and early 16th-century Ferrara. On the example of architecture and works of art created by order of Leonello, Borso and Ercole I d'Este we will also examine a change of the perception of antiquity at the court of Ferrara.