Актуальные проблемы теории и истории искусства

Картина происходит из собрания Императорского Эрмитажа. В 1885 году она была передана в Саратов как произведение итальянского художника с названием «Исторический сюжет». В Радищевском музее бытовало и другое название: «Аллегорический сюжет». Содержание картины до сих пор остаётся неясным. Раскрытие иконографической программы этого произведения является целью предложенной работы. Физико-химические исследования говорят об оригинальности произведения и его связи с технологией итальянской живописи ХVI века.
Сложность раскрытия аллегории заключается в том, что здесь наряду с христианскими святыми действуют античные боги и персонажи XVI века. Аналогичного сюжета в итальянской живописи XVI века найти не удалось.
В центральной группе узнаётся Богоматерь, Младенец Христос, Иоанн Креститель, Святой Иосиф, Святая Екатерина Александрийская, апостол Иаков Зеведеев. Все вместе они олицетворяют христианскую церковь.
Богов античного мира представляют Марс и Рома, олицетворяющие былое величие Рима. Марс направляет воинственный призыв в сторону остроконечных гор, которые можно интерпретировать как Альпы, откуда в XVI веке на Италию волна за волной шли завоеватели. Там, на севере Европы, распространялась Реформация. Культ Ромы связан с «римским мифом» об изначально предопределенной власти над всем миром. Преклонив колени, богиня протягивает Богоматери ключи от города. «Меч духовный» в руке Святой Екатерины поднят вверх, тогда как праздный меч античной богини повержен на землю. Таким образом, аллегория объединяет язычество и христианство, Рим и Европу, войну и мир.
Политическую направленность и даже злободневность её подчёркивает присутствие реальных исторических лиц. Один из них, предположительно, Алессандро Фарнезе (1545-1592) – испанский полководец, боровшийся с протестантизмом в Нидерландах. Духовным лицом, возможно, является Филиппо Нери (1515-1595), в обстановке Контрреформации стремившийся изнутри укрепить церковь и прозванный «Апостолом Рима».
Назвать картину можно так: «Богиня Рома вручает христианской церкви судьбу Рима».
Хронологические рамки создания её ограничиваются 1580-ми годами. Наиболее близкой аналогией является полотно Джованни Гандини дель Грано (1500-1538) «Мадонна с архангелом Михаилом и святым Бернардом» из Национальной галереи в Парме.

The painting comes from the collection of the Imperial Hermitage; it was transferred to Saratov in 1885 as the work “Historical story” by Italian artist. In Radishchev Museum existed another title “Allegorical story”. The content of the picture is still unclear. The goal of the proposed work is the iconographic program of this painting. Physical-chemical studies say about the originality of the work and its relationship with the technologies of the 16th century Italian painting. The complexity of disclosure allegory is that here we can see ancient gods and persons of the 16th century along with Christian saints. It’s impossible to find the similar story in Italian painting of the 16th century.
One can recognize the Mother of God, the Infant Christ, John the Baptist, Saint Joseph, Saint Catherine of Alexandria, Apostle James Zebedee in the central group. All together they represent the Christian Church.
Mars and Roma, gods of the ancient world, embody the former grandeur of Rome. Mars sends militant call to the side peaked mountains, which can be interpreted as the Alps, from where during the 16th century conquerors came to Italy. There was the Reformation in the North of Europe.
The cult of Roma associated with “Roman myth” about pre-defined power over the world. The goddess, on bended knees, hands to Our Lady the keys of Rome. “The sword of the spirit” in the hand of Saint Catherine is lifted up, while the idle sword of ancient goddess has fallen to the ground.
Thus, paganism and Christianity, Rome and Europe, war and peace are bound up in the allegory.
Presence of real historical persons emphasizes political orientation and even urgency of this allegory. One of these persons is, presumably, Alessandro Farnese (1545-1592), Spanish general who fought against Protestantism in the Netherlands. The clergyman may be Filippo Neri (1515-1595), called the “Apostle of Rome”, trying to strengthen the Church in the context of Counter-reformation.
So the canvas may be named: “The Goddess Roma gives to the Christian Church the Fate of Rome”. The chronological framework of its creation is limited by the 1580s. The closest analogy is the painting “Madonna with Archangel Michael and Saint Bernard” by Giovanni Gandini del Grano (1500-1538) from the National gallery of Parma.