Актуальные проблемы теории и истории искусства

Храмы на восьми опорах стоят особняком в зодчестве средневизантийского периода, ставя перед исследователями ряд исключительно важных, но пока не решенных проблем.
Датировки и процессы формирования двух выделяемых архитектурных типов, «компактного купольного октагона» и «составного купольного октагона» (пользуясь последней по времени терминологией), остаются дискуссионными.
В историографии, посвященной византийским храмам на восьми опорах, датируемых исследователями XI столетием, центральным вопросом стало выявление возможных прототипов – зданий, где для перехода от опор к барабану купола использовались тромпы. Так, на данный момент выдвигаются две основные гипотезы об источниках таких конструктив-
ных приемов – считается, что византийские зодчие могли ориентироваться либо на армянские, либо на арабские памятники.
Но отдавая дань важности конструктивной составляющей, нельзя забывать и о собственно художественной стороне архитектурного явления. Возможно, именно с помощью исследования стилистического и эстетического аспектов удастся продвинуться в вопросе обоснования появления храма на восьми опорах в период правления Македонской династии. И тогда аналогии для сравнения с объемно-пространственной композицией кафоликонов монастырей Осиос Лукас или Неа Мони придется искать за приделами армянской и арабской архитектуры. Дальнейший анализ характера построения интерьера византийского октагона неотвратимо приводит к вопросу о феномене «Македонского Ренессанса» в искусстве Византии и необходимости сопоставления византийских и древнеримских памятников.
Спор о применимости термина «Ренессанс», как в «узком», так и в «широком» смыслах, к архитектуре эпохи Македонской династии в частности, и в целом, к византийской культуре этого периода, можно продолжать бесконечно. Хотя исследователи склоняются к мнению, что тяжелее всего обосновать его использование именно для характеристики зодчества Византии. Тем не менее, представляется, что на примере византийских храмов на восьми опорах и станет возможным более полно проанализировать взаимодействие между двумя
архитектурными традициями: древнеримской и византийской.

Octagon-domed churches stand apart as a distinguished phenomenon in the Middle Byzantine architecture, bringing up for the scholars a number of significant, but still unresolved issues. The dates and development of the two discerned architectural types, those of a compact octagon-domed church and a compound octagon-domed church (using the cutting-edge terminology), are still being debated.
Historiography, devoted to the Byzantine octagon-domed churches assigned to the 11th century, has focused on searching for the suitable prototypes – buildings, where transition from piers to a drum is accomplished with the help of squinches. So for now there are two main hypotheses on the origins of that constructional device: Byzantine masters could have in mind either Armenian, or Arabian buildings.
Though nodding to the importance of the constructional aspect, one should not forget the artistic one. It is likely that through analyzing the stylistic and aesthetic substance of certain monuments an advance in the question of emergence of the octagon-domed churches during the reign of the Macedonian dynasty may be achieved. And then to find analogies for juxtaposing with the interior designs of the katholika of Hosios Lucas and Nea Moni it will be necessary to look beyond
the bounds of the Armenian and Arabian architecture. Further studying of characteristics of the interior of a Byzantine octagon-domed church inevitably leads to the problem of the “Macedonian Renaissance” in the Byzantine art and to necessity of comparing the Byzantine monuments with that of the Roman Empire proper.
Debates, whether the term “Renaissance”, both in its broad and restricted senses, is applicable to the architecture of the period of the Macedonian Emperors, as well as to the whole body of the Byzantine culture of this era, may be kept on forever. Though the scholars tend to agree that the hardest endeavor is to apply it to characterize the Byzantine architecture. Nevertheless, it can be argued that the octagon-domed churches may help to approach a fuller understanding of the relationship of the two architectural paradigms: that of the Byzantine and the Roman Empires.