Махо Ольга Георгиевна
Государственный Эрмитаж, РФ
Коллекция Изабеллы д’Эсте (1474–1539), которую она собирала на протяжении многих лет и размещала в своих личных апартаментах в помещении, называвшемся «грот» (Grotta) и расположенном по соседству со студиоло маркизы, была в значительной степени ориентирована на античность. Несмотря на то, что собрание было рассеяно ещё в конце 20-х годов XVII столетия, оно достаточно хорошо известно, благодаря сохранившимся документальным источникам. Анализ коллекции позволяет рассмотреть несколько исключительно важных в общем контексте конференции вопросов:
• При определённом разнообразии предметов в коллекции основной интерес собирательницы был сосредоточен на художественных произведениях, в первую очередь, связанных с античностью.
• Особое внимание Изабеллы д’Эсте привлекали собственно античные памятники, как римские, так и греческие, ради приобретения которых она прилагала определённые усилия.
В итоге в собрании были представлены античные медали и монеты, резные камни и скульптура.
• Среди современных произведений значительную группу составляют образцы, не просто связанные с античной тематикой, но представляющие собой воспроизведения известных античных скульптур. Они не являются прямыми слепками или копиями античных памятников, но дают основание судить о специфическом характере интерпретации оригинала ренессансными мастерами, специализировавшимися на выполнении произведений для собраний подобного рода.
Isabella d’Este’s (1474–1539) collection of fine art, which she kept gathering for years, and housed in her private apartments, in a premise known as Grotta, nearby her studiolo, was to a great extent focused on Classical antiquity. Thanks to the preserved documents, the collection is renowned, despite it was dispersed as early as in late 1620-s. The analysis of the collection allows us to consider several problems that are essential within the general context of the conference.
• Despite the variety of items in the collection, the owner’s interests were primarily aimed to replenish it with pieces connected with Classical antiquity.
• Isabella’s special attention was paid to acquisition of Greek and Roman antiquities, and she endeavoured seriously to reach the goal. As a result the collection held coins and medals, gems and sculptures dating back to those times.
• Large group of contemporary items consisted not only of pieces that were thematically based on Classical subjects, but also presented variants of well-known antique sculptures. Those were neither casts, nor copies of the originals, but they help us understand the specificity of originals’ interpretation by the artists of the Renaissance, whose skills were aimed to create exhibits for collections of this kind.