Ефимова Елена Анатольевна
МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ
Доклад посвящен исследованию проблемы восприятия античных архитектурных памятников в художественной культуре Ренессанса. Он рассматривает любопытный феномен – достаточно широкое распространение в архитектурном рисунке и гравюре этой эпохи изображений мнимых «римских» памятников и «псевдоантичных» фантазий, запечатленных в группе произведений, условно называемой «Roma antica». Констатируется их последовательная эволюция на протяжении столетия с конца XV до конца XVI вв., как в Италии, так и за ее пределами, а также их воздействие на различные виды изобразительного искусства: живопись, скульптуру, декоративно прикладное искусство. Анализируются различные версии происхождения этих фантазий, их связь как с гуманистической литературно-философской традицией, так и с профессиональной ремесленной практикой. Автор рассматривает вероятность отражения в них мотивов подлинной древнеримской живописи I в. н.э. и реального археологического опыта ренессансных художников, оценивает влияние, которое они оказали на архитектурный пейзаж с руинами, гротескный декор, архитектуру малых форм в садово-парковом искусстве, а также на развитие теоретических взглядов и конкретных проектов ренессансных архитекторов. В результате напрашивается вывод о том, что сосуществование в представлении Ренессанса двух пластов восприятия античности: с одной стороны, — точной фиксации подлинных археологических памятников, а, с другой, — их вымышленных произвольных реконструкций, основанных на творческом перевоплощении исторического и художественного опыта, — раскрывает важную специфическую особенность мышления эпохи. Античность составляла для нее не отдаленный абстрактный идеал и не объект научных исследований, а живую актуальную материю, находящуюся в постоянном диалоге с современным художественным процессом. Осознание исторической дистанции между разными эпохами не означало разрыва между ними – античность продолжала «воссоздаваться» и домысливаться в соответствии с собственными творческими задачами.
В этом творческом отношении к античности – отличие Ренессанса от всех последующих культур.
The report is devoted to investigation of the problem of perception of ancient architectural monuments in the artistic culture of the Renaissance. It considers a curious phenomenon — the long-term existence and wide diffusion in architectural drawings and engravings of this era, along with figures of the authentic Roman antiquities, imaginary monuments and «pseudo-antique» fantasies embodied in a group of drawings called "Roma antica". The author establishes their longterm expansion and consistent evolution over the centuries from the late 15th to the end of the 16th century, both in Italy and abroad, and also the large influence on the visual arts: painting, sculpture, decorative arts. She analyses the various versions of the origin of these fantasies, their relationship with the humanistic literary-philosophical tradition and the professional craft practice.
The author considers the possibility of the reflection in these fantasies of the motives of authentic ancient Roman painting of 1st century AD and of real archaeological experience of Renaissance artists, estimates the impact they have had on the architectural landscape with ruins, grotesque decoration, architecture of small forms in landscape art, as well as on the development of theory and projects Renaissance architects. As a result, it can be concluded that the coexistence of the two layers of antiquity perception in the view of the Renaissance: on the one hand, accurately capture the true archaeological sites, and, on the other hand, their fictional arbitrary reconstructions based on the creative transformation of historic and artistic experience — reveals an important specific feature of the thinking of the era. Rather than being far distant, abstract ideal construct and an object of scientific research, the antiquity was live and relevant material, which used to be in a constant dialogue with the contemporary art process. The awareness of the historical distance between different eras did not presuppose the gap between them – the antiquity continued the "recreation" in accordance with their own creative goals. The difference between the Renaissance and all subsequent cultures refers to this creative attitude towards antiquity.