banner2022 ru

М.В. Алпатов в своей работе об Андрее Рублёве обнаруживает в творчестве русского мастера созвучие «духу Эллады». И хотя среди прочих наблюдений учёного немало поэтических преувеличений, с этим высказыванием мнение других авторов скорее совпадает, чем противоречит ему. Одним из компонентов античного миросозерцания является телесность, пластичность, присутствующая также и в средневековом искусстве. Обязательной составляющей телесности является анатомическая достоверность. В настоящей работе сделана попытка, используя язык анатомического описания, проанализировать «технические» аспекты изображения тела в русской иконописи, обнаружить те нюансы и отклонения от классической античной телесности, которые сообщают своеобразие средневековым образам. В качестве объекта избрано несколько икон на сюжет «Распятие Христово» XV – начала XVI веков. В том числе, произведения школы Андрея Рублёва и Дионисия. Для полноты разговора о пластике форм затронуты средневизантийские мозаики на тот же сюжет из Хосиос Лукас и Дафни, некоторые другие произведения византийского искусства. Хотя изобразительность и выразительность не всегда совпадают, в «Распятии» из Благовещенского собора Московского Кремля найдено гармоничное соответствие между этими характеристиками художественной формы. Даже известный образ Дионисия оказывается отстранённо-стилизованным и отступающим от правдоподобия, что намечает соответствующий вектор дальнейшего развития русской иконописи.

Michail V. Alpatov in his work about Andrei Rublev states the consonance of the Russian master`s artworks with the "spirit of Hellas". Although his other observations are full of poetic exaggeration, other authors are more inclined to agree with this statement rather than reject it.
One of the components of the antique worldview is corporeality, plasticity, which appear also in medieval art. Anatomical veracity is an inseparable part of corporeality. In this article the author analyses the "technical" aspects of body representation in Russian icon painting with the help of anatomical descriptions and considers nuances and deviations from classic antique corporeality that give originality to medieval images. Several icons depicting the "Crucifixion of Christ" of the 15th – early 16th centuries, including the artworks of the followers of Andrei Rublev and Dionysius,have been taken for consideration. To complement the study of plastic forms the author refers to the Byzantine mosaics on the same subject from the monasteries of Hosios Lucas and Daphni, as well as to several other works of Byzantine art.
Though realism and expressiveness do not always get along with each other well, for the "Crucifixion" icon of the Annunciation Cathedral of the Moscow Kremlin a well-balanced correspondence between these characteristics of artistic form was achieved. Even the famous image of Dionysius on the same subject looks stylized and abstract, far from verisimilitude, thus showing,however, further ways of evolution of Russian icon painting.