Актуальные проблемы теории и истории искусства

В докладе представлен обзор основных подходов к определению понятия «литургическое пространство» в историографии. Выявление значения данного понятия для исследования средневековой иконописи составляет основную цель сообщения. С помощью сравнительно-исторического, культурологического и междисциплинарного методов (психологический и религиозный подходы) проводится анализ особенностей понятия «литур-
гическое пространство» в специальной литературе и изучение его связи с представлениями об ансамбле и синтезе в теории искусства. Комплексный метод изучения иконописного произведения приводит к рассмотрению функциональной стороны иконы, то есть к анализу памятника в контексте богослужебного ритуала. Такой подход позволяет существенно расширить изучаемую проблематику, поскольку отсылает к основополагающим понятиям теории искусства.
В результате нашего исследования, становится очевидным, что в научной литературе выделиться два основных подхода к интерпретации понятия «литургическое пространство», понимаемого как храмовое пространство с учетом соотношения как смысловой, так и функциональной связи архитектуры и ритуала. В первом случае определяются его конкретно-исторические особенности применительно к определенному периоду развития культовой архитектуры (Н.Г. Грибунина, С.С. Ванеян, Вл.В. Седов, М.В. Вдовиченко, архим. Александр (Федоров) и др. Во втором случае акцент делается на философских и теологических категориях, и литургическое пространство определяется как сочетание храмового интерьера и временнóй составляющей – праздников церковного года (К. Онаш, М. Кено, П. Евдокимов и др.).Икона как объект, помещенный в литургическое пространство, становится составляющей ансамблевой структуры храма, при этом само понятие ансамбля является основополагающим для понимания его организации. Искусство ансамбля всегда имело «жизнеустроительную функцию» (М.А. Некрасова), его элементы выражали мировоззрение человека.
Ансамбль внутреннего пространства храма формируется не на основании стремления к единству художественного стиля, как такового, так как средоточием «первоединой деятельности» (свящ. Павел Флоренский) является литургия. Таким образом, справедливым становится обращение к источникам и исследовательским работам, в которых, так или иначе, затронута тематика догматического богословия, в частности, учение о благодати, о таинствах и пневматологии.

The report presents the main approaches to definition of the liturgical space concept in historiography.
The purpose of study is to analyze the significance of this concept for studies of medieval icon painting and review the special aspects of the concept as well as its connection with the notions of ensemble and synthesis in the theory of art.
Integrated analysis of an icon leads to its functional interpretation as one of the possible methods,i.e. analysis of an icon in the context of a divine service. Interpretation of the Old Russian
pieces of art in the context which they were created for allows to upscale the problems under consideration because it encourages us to refer to the fundamental notions of art theory – ensemble and liturgical space.
The results of study. Among scientific publications one can define two approaches to this problem.
The first approach is to define the liturgical space characteristics according to the certain period of church architecture development (N.G. Gribunina, S.S. Vanejan, Vl.V. Sedov, M.V. Vdovichenko, archimandrite Aleksandr (Fjodorov), etc.). The second approach is to interpret the concept with the help of philosophical and theological notions (K. Onash, M. Keno, P. Evdokimov, etc.).
Icon as an object placed in the liturgical space of a place for worship becomes a part of its ensemble and the concept of ensemble becomes essential for understanding organization of the latter.
The art of ensemble always had the «life-arranging function» (M.A. Nekrasova), the elements of ensemble reveal the world outlook of a human being.
The inner space ensemble of a church is not formed on the base of achieving consolidated art style as it is, because it is liturgy that becomes the centre of «divine action» (P. Florenskij). Thus, it is reasonable to investigate the resources and scientific publications which explore, one way or another, the themes of dogmatics, in particular the Doctrine of God’s Grace, the Doctrine of the Sacraments and Pneumatology.