Актуальные проблемы теории и истории искусства

Исследования эффективности системы дневного и искусственного освещения в византийских IV-XV вв. и в древнерусских памятниках XI-XV вв. предоставили свидетельства о средневековой практике организации разнообразных эффектов света в интерьере храма.
Гармоничные сочетания живописных композиций и световых проекций оконных проемов представляют образы, вполне распознаваемые в рамках традиционной богословской риторики. Разработанные методики позволяют проследить, вплоть до конкретных приемов средневековых мастеров, поэтапное построение светового убранства декорации. Наблюдения в храмах с росписями середины и второй половины XVII в. в Ярославской земле показали выразительные светоживописные сочетания, сходные в особенностях проявления с исследованными эффектами в более древних памятниках. Выразительным примером программного светоживописного высказывания служит эффект в ярославской церкви Николы Мокрого (1672 г. с росписями 1674-1675). Здесь в основании северо-западного барабана и ниже располагающемся люнете вертикальные полосы от абрисов окон накладываются на изображения святителей. Наблюдателю зримо представлены световые омофоры и даже световые книги в руках изображенных святителей, побуждющие припомнить вручение Христом и Богородицей Евангелия и святительского омофора Николаю архиепископу Мирликийскому.
Для нового исследования избран Воскресенский собор (1667 г., с росписями 1677-78 гг.) в Тутаеве, наиболее сохранивший живопись и архитектурный порядок неизменными. Световая иконография здесь прослеживается по большей площади интерьера: в барабанах, на арках и на стенах. Организация эффектов основана на использовании повышенной архитектурной пластики стен и живописного обыгрывания нюансов искажения световой проекции окон в продвижении абрисов по стенам и при урезании проекции арочными сводами.
Считаем, что побудительными импульсами к устройству световых акцентов в декорации храмов XVII в. послужили разнообразные полемические акценты: споры об исправлении Требника, споры в предшествии Большого Московского собора 1666-1667 гг., программные уточнения светового содержания в зодческих проектах патриарха Никона и митрополита Ионы Сысоевича, утвердившего проект тутаевского собора.

Research of the daylight illumination system of the Byzantine and Old Russian churches yields significant evidence on the special organization of light effects and proves the existence of light culture of sacral decoration in the Middle Ages. The new study considers monuments with preserved wall painting of 17th c. in Jaroslavl region. Our monitoring of lighting of these churches certified that the Byzantine tradition continued in the Russian Late Middle ages. The review includes examples from the 17th с., that of the St. Nikola cathedral in Jaroslavl and the Resurrection cathedral in Tutaev. Tricks of the masters were based on architecture plastics and took into account the projection distortions in composition order. We tried to identify the reasons for such interest to the light-painting effects in this age. The first motive is the disputes about fixing or correction of the Missal. The second one is the polemic about Light and fire before the Great Moscow Council of 1666-1667. We are also aware of program adjustments related to the Divine Light idea in the architectural projects of Patriarch Nikon and mitropolitan Iona Sisoevich, the latter was a mandated lead arranger for the Tutaev`s cathedral and its decoration.