Актуальные проблемы теории и истории искусства

В ходе раскопок 60-70-х годов XX в. на территории Довмонтова города были открыты неизвестные прежде научному миру фрески, которые стали важным звеном в цепочке памятников монументальной живописи Древнего Пскова.
Анализ данных фресок важен для понимания как процесса формирования локальной псковской художественной школы, так и истории древнерусской живописи в целом.
В наиболее сохранном виде, отреставрированные работниками лаборатории Государственного Эрмитажа, до нас дошли и частично опубликованы фрески двух храмов, отмеченных на плане, составленном В.Д. Белецким цифрами 1 (рядом с южной стеной Крома) и 9 (у восточной стены Довмонтова города). Археологи, реставраторы и исследователи данные фрагменты относили к середине XIV – началу XV века.
Главная трудность в оценке росписей состоит именно в дискуссионности даты их создания, определение которой помогло бы яснее представить последовательность развития псковской живописной традиции.
В результате анализа иконографического состава росписей церквей № 1 и № 9 Довмонтова города становится очевидным их соответствие традициям восточнохристианской храмовой декорации XIV века. В первую очередь это подтверждается решением алтарной части, характерным для этого времени.
Принципы организации живописной программы более четко выявлены в храме № 9. Здесь присутствовало четкое деление на регистры в отличие от более свободного характера расположения композиций в соборе Снетогорского монастыря. Согласно традициям восточнохристианской монументальной живописи, мастера стремились максимально заполнить поверхности стен. В храме Довмонтова города отметим размещение многофигурных композиций на подкупольных столбах, что соотносится с принципом совмещения разномасштабных композиций в одной зоне, использованным в снетогорских росписях. Эту нарративность и стремление максимально точно отразить в композициях содержание текстов Священного Писания можно отнести к характерным чертам школы монументальной живописи Древнего Пскова.
В целом в программе росписи доминирует тема Крестной жертвы. Ее развитие начинается в апсиде и продолжается в диаконнике, где представлена композиция «Усекновение главы Иоанна Предтечи». В жертвеннике она нашла воплощение в композиции «Не рыдай Мене Мати». Данная сцена интересна по своей иконографии, и что важно, ее аналоги мы находим в балканских и новгородских памятниках конца XIV – начала XV веков. Данный факт можно рассматривать как свидетельство в пользу более позднего времени создания росписи, нежели середина века (согласно атрибуции В.Д. Белецкого). Стиль живописи храма № 9 можно отнести к «псевдоэкспрессивному». Грунт и подготовительный рисунок соответствует технологиям, использованным в древнерусских памятниках XIV века. Кроме того, в храме № 9 мы наблюдаем «иерархичность» колористической системы. Присутствие сцен, свойственных южнославянской традиции, может свидетельствовать в пользу их балканского происхождения. Однако специфическое композиционное построение, аналогии пейзажных фонов в станковой живописи, типы ликов, созвучность смыслового содержания сцен социально-политическому положению в Пскове скорее позволяют говорить о том, что создателями росписи были местные мастера, которые, вероятно, прошли выучку в Сербии или на Афоне.
Программа стенописи храма № 1 отвечала традиционным схемам XIV века. Живописная манера многих фрагментов напоминает росписи в Спасе на Ковалеве (1380 г.), которые традиционно связывают с сербской традицией.
Однако тип ликов, способ разделки волос, манера наложения пробелов повторяют решения из росписей храма № 9. В этой связи возникает предположение о том, что фрески были исполнены местными мастерами, возможно, связанными с иконописной школой Древнего Пскова. Отсюда и такая богатая колористическая гамма, и пастозный характер наложения красок.
Фрески храмов Довмонтова города представляют собой сложный сплав местных традиций и принципов живописных школ Великого Новгорода, стран византийского мира и, возможно, Западной Европы. Но их гармоничное сочетание не было бы возможным без связывающей их воедино местной культуры. Именно поэтому эти росписи являются неотъемлемой частью художественной школы Древнего Пскова, которая на данном примере демонстрирует самобытность, чуждую слепому копированию образцов.

The frescos discovered during the excavations (the 1960s-70s) in the Dovmontov Gorod have become an important link in the history of wall-painting of ancient Pskov.
The majority of frescos were found in the churches №1 (near the southern wall of the Krom) and №9 (near the eastern wall of the Dovmontov Gorod), using numeration according to the plan of V. D. Beletsky. These fragments were restored in the State Hermitage museum and partly published.
Archeologists, restorers and researchers date the wall-painting back to the middle of the 14th till the beginning of 15th century (if we consider the broadest time frames).
Having analyzed iconographic scheme of the ensembles we concluded that they conform to the traditions of wall-painting of Orthodox churches of the 14th century. It is especially evident in the frescos of the altar.
Firstly, we should deal with the frescos of the church №9 where they were better preserved.
In contrast to a rather random method of disposition of scenes on the walls in the Snetogorsky cathedral, the images were placed more strictly in tiers in the church №9. What is worth of special notice here that the scenes of many figures were placed even on the main piers, in spite of that the latter may seem inconvenient for this purpose. The same principle of combining compositions of different scale we can note in the Snetogorsky cathedral. Narrative principle and very careful reproduction of texts of the Holy Writ are the characteristic features of the Pskovian wall-painting.
On the whole, the Sacrifice of Christ is the dominant theme of the iconographic programme of painting from the church №9. It is presented by symbolic scenes like the “Beheading of St. John the Baptist” in the diaconicon or “Do not Mourn Me, Mother” in the northern part of the altar.
The last composition was spread widely in the wall-painting of the late 14th – early 15th centuries in Veliky Novgorod and Balkan countries. This fact testifies that the frescos of the church №9 were created later than the middle of the 14th century, as it was proposed by V. D. Beletsky.
Frescos of the church №9 are characterized by the so-called “pseud-expressive” style. Priming and drawing was realized according to the typical techniques of the 14th century. The color scheme is ‘hierarchical’.
A large number of scenes are traditional for Balkan wall-painting. Nevertheless, specific structure of compositions, landscape background similar to Pskovian icons, types of images, urgency of the content of the scenes for social and political situation in ancient Pskov allowed us to propose local origin of the painters which may have studied in Serbia or Athos.
The iconographic scheme of wall-painting of the church №1 is also rather traditional for the 14th century. The painting manner of most of the fragments resembles the frescos of the church of Our Saviour at Kovalyovo (1380) which were created by the Balkan wall-painters. However, the types of images, methods of hair depiction and putting the white strokes of light reveal an affinity with the frescos of the church №9. That is why it may be argued that the artists were of local origin.
They probably collaborated with Pskovian icon-painters, thus may be explained their lavish color scheme and multi-layer manner of thick painting.
Frescos of the churches from the Dovmontov Gorod is a complex combination of local painting traditions and influences of the painting schools of Veliky Novgorod, countries of the “Byzantine world” and Western Europe. But all these traditions and canons are unified by Pskovian culture,making these frescos an integral part of the history of the artistic school of ancient Pskov which presents itself as unique and alien to copying.