Актуальные проблемы теории и истории искусства

Оппозицию понятий «традиция» и «новаторство» можно считать одной из базовых проблем истории искусства. Соотношение старого и нового часто становилось предметом ожесточенных споров между исследователями культур разных эпох, в частности и эпохи Средневековья.
В связи с этим было бы интересно взглянуть на ситуацию на том этапе, когда представилась возможность массового вхождения новых элементов ренессансной культуры в совершенно иную, еще полностью средневековую, культуру.
Именно такой процесс происходил в формировавшемся Русском государстве в первой трети XVI века. В данном случае поворотным моментом стало приглашение итальянских мастеров Иваном III, затеявшим реконструкцию московского Кремля, который должен был стать политическим и сакральным центром новой державы. Его перестройка продолжалась около сорока лет и была завершена уже при сыне Ивана — Василии III. Привнесенные зарубежными архитекторами новшества (элементы классической ордерной системы) вступали во взаимодействие с формами старомосковской архитектуры и других локальных школ.
Существующий пласт литературы, посвященный произведениям итальянских мастеров, а также постройкам русских зодчих, возведенных под влиянием «фрязей», конца XV – первой трети XVI века, содержит мнения, зачастую диаметрально противоположные друг другу. Так, одни ученые (И.М. Снегирев, Л.В. Даль, отчасти А.И. Некрасов) отказывали русским зодчим в самостоятельности, утверждая главенство заимствованных у итальянских мастеров форм и образов. Этой точке зрения противостояла другая – о главенстве аутентичной русской традиции, восходящей к раннемосковскому зодчеству XIV века (авторы «Истории русского искусства» 1950-х годов) и деревянной архитектуре (И.Е. Забелин). В последнее время исследователи, пытаясь найти «золотую середину», рассматривают взаимодействие элементов древнерусского зодчества и новых, привнесенных черт как сложный и неоднородный процесс. Наряду с главными памятниками, имеющими несомненные признаки итальянизирующей декорации, выделяют и группу построек, в которых сильно влияние прежней, доитальянской архитектуры (А.Л. Баталов).

Influence of the Western tradition in Russian medieval culture has always caused disputes among art historians. In this respect the reigning periods of Ivan the Third and Vassiliy the Third are of special interest. Participation of Italian masters in the Kremlin reconstruction brought elements of order construction both to Moscow and provincial architecture. Existing literature reflects contradictive opinions from stating total dependence of Russian architecture on the new tendency to giving no value to the Western influence. Modern approach is strongly linked to a complex multifaceted characteristic of the process with denoting the different groups of monuments.