Актуальные проблемы теории и истории искусства

Региональные ветви древнерусского зодчества XII-XV веков чаще всего оцениваются исходя из территориальных и социально-политических реалий. Терминология влияет на расстановку акцентов. При подобном подходе вольно или невольно художественное своеобразие и качество искусства архитектуры, хотя и не остается в тени, но подчеркивается, на мой взгляд, недостаточно. Понятие «школа» применительно к домонгольскому зодчеству обосновал и активно им пользовался П.А. Раппопорт. Использование этого термина можно было бы признать удачным, если бы за ним не сохранялся неистребимым оттенок более поздних его значений.
Стиль как характеристика региональных направлений и древнерусской архитектуры в целом используется нечасто. Под знаком стиля, положенным в основу периодизации, рассматривал древнерусское зодчество А.И. Некрасов. Происхождение и развитие автор вполне в духе той поры весьма прямолинейно связывал с социальными факторами, но самой попытке сделать стиль основой исследования художественного явления надо отдать должное.
В новгородской архитектуре раньше чем в других видах искусства начал формироваться особый образный строй, начальные симптомы стиля обнаруживаются уже в Софийском соборе и постройках начала XII века. Истоки стиля, его внутренние предпосылки остаются не до конца проясненными.
Структура новгородского храма в целом подобна типу культовых зданий в других землях. Русский Стиль складывается не как новая композиция, конструктивная система или тип. Стиль проявляет себя в особой выразительности общеизвестных элементов структуры крестовокупольного храма, которые под воздействием комплекса местных культурно-исторических факторов теряют свой нейтральный характер и трансформируется в элементы особой (новгородской) стилевой системы. Новгородское «чуть-чуть» в элементах, составляющих структуру здания, образует плотную систему взаимодействия, единую «большую» форму, образ новгородского архитектурного стиля.
Новгородский стиль надо рассматривать как одно из своеобразных проявлений древнерусского стиля. В свою очередь, древнерусский стиль на ином уровне стилевой общности должен координироваться с византийским и в целом с восточно-европейским стилем – тема, которую еще предстоит осмыслить, также как стилевое взаимодействие отдельных видов искусства каждой национальной традиции.

Novgorodian Style in the Old-russian Architecture of the 12th – 15th Centuries

One tends to consider local traditions of the Old-Russian architecture of the 12th – 15th centuries guided by territorial and socio-political realia. Terminology impacts ranking of the key points. In my opinion, with such approach the artistic originality and quality of the art of architecture not being in the sidelines however, willingly or unwillingly is emphasized insufficiently. The term “school” for premongolian monuments was justified and frequently used by P.A. Rappoport.
Application of this term could be acknowledged as successful, but for preservation of ineradicable tinge of its later meanings.
Style as a characteristic of regional traditions and Old-Russian architecture as a whole is not often used. It was a crucial category for A.N. Nekrasov`s studies of the Old-Russian architecture, becoming even the basis of periodization of the latter. Entirely in the spirit of his epoch the scholar plainly connected emergence and development of a style with social aspects. Nevertheless, the very attempt of making a style the basis of an artistic phenomenon is worthy of appreciation. Novgorodian architecture, earlier than other arts, began to form a distinct artistic order, initial symptoms of which manifested themselves already in the St. Sophia Cathedral and monuments of the early 12th century. Origins of the style, its intrinsic causes are still understood imperfectly. The structure of a Novgorodian church in general is similar to the type of a religious building in other regions. Russian style emerges not as a new composition, construction or type. The style states itself in particular expression of the well-known elements of the structure of a cross-in-square church, which under the influence of a set of local culture-historical factors lose their neutrality and transform into components of the distinct (Novgorodian) stylistic system. Novgorodian “a bit” in the elements, constituting the structure of a building, comprise a solid interrelationship system, a unified “large” form — the image of the style of Novgorodian architecture.
The Novgorodian style should be considered as one of peculiar manifestations of the Old-Russian style. In its turn, the Old-Russian style on a different level of stylistic community should be coordinated with the Byzantine one, and in the whole with the East European style. This topic, as well as the issue of stylistic interrelations within the arts of each national tradition, is still to be comprehended.