Актуальные проблемы теории и истории искусства

Готический собор Нотр-Дам в Шартре по праву считается одним из важнейших памятников западноевропейской средневековой архитектуры. Этот величественный храм, известный прежде всего как крупнейший ансамбль витражного искусства Франции XIII века, в эпоху высокого средневековья являлся значимым объектом паломничества.
В декоре архитектурно-пластического ансамбля собора в Шартре мы неоднократно встречаем образы античных философов: Платона, Пифагора, Гераклита, Аристотеля, либо эпизоды из сочинений, иллюстрирующие античные знания о мире, что нельзя назвать случайным. В формировании как целостного облика собора, так и его отдельных декоративных элементов определенную роль сыграло древнее учение неоплатонизма, возрожденное и активно изучавшееся в стенах Шартрской кафедральной школы Сент-Пьер-ан-Валлее, основанной в конце X в. епископом Шартра Фульбером, учеником Герберта де Орильяка (с 999 г. – Папы Сильвестра III). Именно деятельный Фульбер способствовал широкому распространению преподавания медицины во Франции, а также познакомил средневековую Европу с научным инструментом астролябией. Вплоть до смерти епископа Фульбера в 1028 г.
Шартрская школа являлась самым известным схоластическим центром и учебным заведением средневековой Европы. Здесь изучались математика, право, логика, медицина, однако все эти дисциплины были ориентированы на неоплатонизм, учения Платона и Аристотеля.
Античные знания легко вплетались в русло христианской доктрины. В частности, в здании готического собора богословы Шартра видели модель космоса: в трудах Фульбера и его последователя Тьерри Шартрского можно найти упоминания о том, что христианский храм – это гармоничный микрокосм, выстроенный по законам геометрии и логики. Строгая соразмерность его отдельных частей, пропорциональность архитектурных элементов в соответствии с этим тезисом выступает примером совершенства мира и моделью макрокосма в том виде, в котором он предстает в диалоге Платона «Тимей».
Эти и другие постулаты средневековых богословов отражают не только суть неоплатонической философии в ее схоластической форме, но и тесное взаимодействие античного художественного мышления с образами средневекового искусства.

The Gothic Cathedral of Notre Dame de Chartres is considered as one of the most important monuments of Western European medieval architecture. This magnificent temple, known primarily as the largest ensemble of French stained glass art of the 13th century, was also an important object of pilgrimage.
In the decoration of the architectural ensemble of Chartres cathedral we repeatedly find images of ancient philosophers, such as Plato, Pythagoras, Heraclitus, Aristotle, or episodes illustrating the ancient knowledge about the world. These examples cannot be called random. Antique Neoplatonism took an important part in the formation of both the general ensemble of the cathedral in Chartres and its individual decorative elements. This knowledge was revived and developed actively within the Chartres cathedral school of Saint-Pierre-en-Vallée, founded at the end of the 10th century by the Bishop of Chartres Fulbert, a disciple of Gerbert of Aurillac (from 999 – Pope Sylvester III). It was the active Fulbert who promoted the spreading of teaching medicine in France and acquainted the medieval Europe with the scientific tool of astrolabe. Until the death of the Bishop Fulbert in 1028, the Chartres school was the most famous scholastic centre and educational institution of medieval Europe. Here one studied mathematics, law, logic, medicine. However, all these disciplines were focused on Neoplatonism, the teachings of Plato and Aristotle. Ancient knowledge was easily introduced into the Christian doctrine.
In particular, the Chartres theologians saw a model of Space in the building of a Gothic cathedral: in the philosophical works by Fulbert and his follower Thierry of Chartres one can find mentioning of the fact that the Christian church is a harmonious microcosm, organized under the laws of geometry and logic. In accordance with this thesis, strict commensurability of its separate parts, proportionality of architectural elements were example of perfection of the world and a model of the macrocosm, such as it appears in the dialogue of Plato «Timaeus».
These and other statements of the medieval theologians reflect not only the essence of Neoplatonism in its scholastic form, but also close interrelation between ancient artistic thinking and images of medieval art.